В Вашингтоне продолжают изучать возможность изъятия замороженных резервов Банка России с последующей их передачей Украине, заявила 16 апреля в эфире телеканала CNN глава Минфина США Джанет Йеллен. «Я думаю, что Россия должна заплатить за тот ущерб, который она причинила Украине... Мы обсуждаем это с нашими партнерами», — сказала чиновница. Это заявление прозвучало на фоне публикации в немецком издании Die Welt, сообщающей о том, что Еврокомиссия после многомесячной работы пришла к выводу: правовых механизмов конфискации замороженных резервов нашего ЦБ нет, и рано или поздно их придется вернуть России.
«У американской стороны тоже нет никаких правовых оснований, — уверен политолог Алексей Мухин. — США делают вид, что ищут правовые методы конфискации замороженных резервов, но их попросту нет, и это все прекрасно знают. Если бы они были, их давно бы уже нашли. С американской стороны это акт упрямства в попытке ограбления законного собственника.
В Вашингтоне теперь сосредоточились на поиске неправовых решений, и это делает США очень опасным, токсичным экономическим субъектом, потому что если они это сделают, то обрушится вся мировая система, регулирующая вопросы частной и государственной собственности, международное законодательство в этой области можно будет выбросить на помойку. Китайские, арабские и прочие инвесторы и госструктуры внимательно наблюдают за происходящим. Скорее всего, уже создаются механизмы, призванные предупреждать подобные возможные инциденты, ведь речь идет об общечеловеческой экономической безопасности».
Но если очень хочется, то найти юридическую лазейку все же можно. «Дело в том, что параллельно существуют две правовые системы, — объясняет доктор юридических наук, профессор РАНХиГС, управляющий партнер адвокатского бюро "Чаадаев и Партнеры” Сергей Чаадаев. — Континентальная, распространенная в Европе, и англосаксонская, применяемая в США. С точки зрения континентального права найти законные способы конфискации замороженных резервов Банка России невозможно. Но англосаксонская система основана на прецеденте, это значит, что если американские юристы найдут где-нибудь в XVIII веке похожий случай, то могут использовать его для правового обоснования изъятия резервов нашего ЦБ. Именно из-за возникшей коллизии двух систем права в Брюсселе заявляют об отсутствии законных способов конфискации, а в Вашингтоне продолжают поиск юридически обоснованных возможностей.
По существу, это будет, конечно, грабеж и издевательство над здравым смыслом, но они могут "раскопать” в истории какой-то прецедент, и формально, с точки зрения англосаксонского права, конфискация будет законной. Поэтому нам нужно быть готовым к этим особенностям законодательства США».
Под влиянием санкций часть золотовалютных резервов России в размере до 300 млрд долларов была заморожена в середине марта 2022 года, с тех пор наша страна лишена доступа к этим активам.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ