Найти в Дзене

Кто дописал "Реквием" Моцарта, и почему его считают протеже

Вольфганг Амадей Моцарт, талантливый и легендарный австрийский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в возрасте 35 лет. Несмотря на свой короткий жизненный путь, Моцарт оставил после себя замечательное музыкальное наследие, включая самые значимые произведения в истории классической музыки. Одно из его самых известных произведений, "Реквием", осталось незаконченным на момент его смерти. Однако увлекательная история о том, как его протеже завершил это произведение, захватывала воображение любителей музыки на протяжении многих поколений. В последний год своей жизни анонимный меценат заказал Моцарту написать заупокойную католическую мессу по усопшим. Говорят, что заказ был получен при загадочных обстоятельствах. А сам Моцарт полагал, что пишет произведение для собственных похорон. Моцарт заболел перед началом работы над Реквиемом, и не смог завершить его до своего выздоровления. Он скончался 5 декабря 1791 года. Незаконченный реквием остался в руках жены Моцарта, Констанции, которая
Автор: Royal Opera House Covent Garden
Автор: Royal Opera House Covent Garden

Вольфганг Амадей Моцарт, талантливый и легендарный австрийский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в возрасте 35 лет. Несмотря на свой короткий жизненный путь, Моцарт оставил после себя замечательное музыкальное наследие, включая самые значимые произведения в истории классической музыки.

Одно из его самых известных произведений, "Реквием", осталось незаконченным на момент его смерти. Однако увлекательная история о том, как его протеже завершил это произведение, захватывала воображение любителей музыки на протяжении многих поколений.

В последний год своей жизни анонимный меценат заказал Моцарту написать заупокойную католическую мессу по усопшим. Говорят, что заказ был получен при загадочных обстоятельствах. А сам Моцарт полагал, что пишет произведение для собственных похорон. Моцарт заболел перед началом работы над Реквиемом, и не смог завершить его до своего выздоровления. Он скончался 5 декабря 1791 года.

Первая страница Dies irae, автограф А.
Первая страница Dies irae, автограф А.

Незаконченный реквием остался в руках жены Моцарта, Констанции, которая желала довести его до конца. Констанция обратилась за помощью к одному из учеников Моцарта, Францу Ксаверу Зюссмайеру. Франц сам по себе был талантливым композитором, а также он тесно сотрудничал с Моцартом над несколькими проектами, включая оперу "Волшебная флейта". Однако, на момент обращения, ему едва успело исполниться 25лет, и он никогда раньше не работал над произведениями такого масштаба.

Франц Ксавер Зюсмайер
Франц Ксавер Зюсмайер

Несмотря на стоявшую перед ним непростую задачу, Зюссмайер приступил к работе над Реквиемом, используя в качестве ориентира наброски и ноты Моцарта. На этом пути он столкнулся с рядом проблем, в том числе с расшифровкой часто неразборчивого почерка Моцарта. Зюссмайеру пришлось с нуля сочинить несколько частей реквиема, включая "Бенедиктус" и "Агнус Деи".

Несмотря на эти трудности, Зюссмайер всего за несколько месяцев смог завершить "Реквием". Премьера произведения состоялась в январе 1793 года, дирижировал спектаклем сам Зюссмайер. Завершенная заупокойная
месса получила широкую оценку среди музыкантов за свою величественную мощь. С тех пор Реквием стал одним из самых любимых произведений в каноне классической музыки.

«Последние часы жизни Моцарта». В правом углу с нотами изображен и Зюсмайер Художник Хенри Нельсон О’Нил, 1860-е года
«Последние часы жизни Моцарта». В правом углу с нотами изображен и Зюсмайер Художник Хенри Нельсон О’Нил, 1860-е года

История о том, как Зюссмайер завершил "Реквием" Моцарта захватывала воображение любителей музыки на протяжении нескольких поколений. Отчасти потому, что она возраждала вопросы о природном даровании авторства и роли композитора в творческом процессе.

Некоторые критики усомнились в том, можно ли считать завершение "Реквиема" Зюссмайром настоящим сотрудничеством с Моцартом. Или это просто пародия на идеи величайшего австрийского композитора.

Однако большинство музыковедов сходятся в едином мнении, что работа Зюссмайера над "Реквиемом" сама по себе представляет личное достижение. Опираясь на собственные композиторские способности и глубокое понимание музыки Моцарта, Зюссмайер смог создать произведение, которое одновременно и соответствует оригинальному видению Моцарта, и является доказательством его таланта и самоотверженности.

В конце концов, история о том, как протеже Моцарта завершил Реквием, является свидетельством неугасающей силы музыки. Это напоминает нам о том, что даже любые жизненые вызовы и невзгоды не являются препятсвием для создания мировых шедевров.

Завершенный Реквием Франц Ксавер Зюсмайер обозначил как дань уважения перед своим учителем и другом.