В 2019 году, вместе с другими сотрудниками Приокско-Террасного заповедника, мы отослали несколько фотографий на общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия». Две мои фотографии были представлены на этом фестивале. Оба снимка были сделаны в один год (так совпало), это был далёкий 2009 год. Эти фотографии получены на цифровой фотоаппарат. На одной из фотографий изображен барсук, уходящий в лес, напоследок он одарил «презрительным» взглядом фотографа. Так получилось, что это был первый год получения более-менее терпимых фотографий барсука.
В первый свой визит, я подошел норе, а там два барсука уже затеяли возню между собой. В кустах снимать не получалось, а подойти я не решался.
В дальнейшем, вечерами приходил к этой норе и ждал выхода барсуков. Не всегда удавалось дождаться их, они не выходили совсем, или выходили после меня. Не сразу определился с местом для наблюдения и с подходящей оптикой. Наконец под засидку приспособил наклонный ствол дерева, на котором и ожидал выхода зверя. Барсуки могли выйти ещё по светлому, но снимать их без дополнительного света не всегда удавалось. Пришлось использовать для съёмки вспышку. Сначала они убегали в нору после импульса света, и долго не выходили, затем время выхода сократилось, и наконец вспышка перестала пугать барсуков.
Вот тогда получился этот снимок, когда зверь перед уходом на охоту повернулся в мою сторону. С того время каждый год провожу вечера у нор и даже иногда снимаю барсуков, а теперь и на видео.
На второй фотографии видно, как лягушка плавает среди лягушачьей икры отложенной многочисленными её сёстрами-подругами.
Подобные сюжеты попадались и раньше. У нас на Центральной Усадьбе заповедника есть небольшой прудик, где каждую весну нерестятся лягушки и жабы.
Этот пруд был организован очень давно и использовался как противопожарный. На берегу стоял так называемый «пожарный сарай». В нём хранился пожарный инвентарь, помпы, плакаты и другие противопожарные атрибуты. Затем волонтёры переоборудовали это сооружение в «Домик лешего», а в пруду-болоте поселилась кикимора))).
А если серьёзно, пруд был местом обитания всякой живности. Постоянно летом можно было встретить прудовых лягушек и ужей, которые иногда отдыхали на небольших зелёных островках из валежника и мха посреди пруда.
В воде водилась рыба: караси и ротаны, которые громко шлёпали по воде при приближении к берегу. Была масса земноводной молоди - головастиков. Можно было увидеть уток и цапель, прилетающих на пруд ранним утром или вечером. Однажды жарким вечером деревенские коровы посетили наш прудик.
Весной, после обильных снегов, поселился одинокий бобр, вырыл нору, но не задержался надолго. Пруд обмелел, и бобр от нас ушел. Иногда, вполне миролюбивый прудик, мог наказать нерадивых гостей заповедника - создавал для них проблемы.
В последние годы воды в пруду очень мало.
Возможно сухие годы стали причиной, а может недавняя реставрация пруда. Старики предупреждали, что чистить пруд надо с осторожностью. Современная техника делает чудеса, но при этом упускаются какие-то нюансы взаимодействия с природой и разрушается гармония с ней. Сейчас рыбу и прудовых лягушек в нашем пруду не встретишь, а весной икру откладывает на много меньше земноводных. Вот такие истории, связанные с двумя фотографиями, выставленными на «Первозданной России». Видео с барсуками и лягушками снято несколькими годами позже этих двух фотографий.