Найти тему

Год в истории: 1904

В этом году в Москве был основан частный оперный театр мецената и театрального деятеля Сергея Зимина. Он возник в результате слияния оперной труппы и большей части коллектива театра «Товарищество частной оперы».

С императорскими театрами частной опере конкурировать было непросто, однако театр в свое время смог стать лучшим.

Продолжая традиции Московской частной русской оперы, он сыграл важную роль в музыкальной жизни России. Главное место в огромном репертуаре театра занимала отечественная опера. В театре впервые в России были поставлены «Кармен» и «Нюрнбергские мейстерзингеры». Всего было поставлено более 100 опер и ряд балетов. Основным направлением театра оставалась мамонтовская традиция приоритета опер русских авторов; вместе с тем в репертуаре было много зарубежных опер.

-2

В 1917 году Сергей Зимин передал свой театр в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов, включая оборудование, костюмы, нотную библиотеку, декорации свыше 100 опер и ряда балетных спектаклей. В это время в театре была осуществлена премьера оперы «Орестея» С.И. Танеева (в дореволюционной постановке Зимина), шли оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Богема» Дж. Пуччини, «Золотой петушок» Римского-Корсакова и др.

В 1924 году театр был закрыт, а труппа предана суду (после изнурительного следственного процесса коллектив оправдали за отсутствием состава преступления). Позднее театр функционировал под названием Экспериментальный театр, Государственный театр оперы и балета (2-й ГОТОБ), а в 1936 году стал филиалом Большого театра. Ныне в здании театра работает Московская оперетта.

-3

В этом же году был основан Лондонский симфонический оркестр - старейших оркестр в Великобритании и один из ведущих симфонических оркестров Великобритании.

В 1906 году Лондонский симфонический оркестр стал первым британским оркестром, выступившим за рубежом в Париже. В 1912 году, также впервые для британских оркестров, Лондонский оркестр выступил в США, — первоначально поездка в американское гастрольное турне планировалась на «Титанике», но, по счастливой случайности, в последний момент выступление было перенесено.

Лондонский симфонический оркестр начал участвовать в музыкальных записях практически с первых дней своего существования, в том числе им были сделаны некоторые акустические записи с Артуром Никишем. За многие годы было произведено много записей для HMV и EMI. В начале 1960-х виднейший французский дирижёр Пьер Монтё осуществил ряд стереофонических записей с оркестром для фирмы Philips Records, многие из которых были переизданы на компакт-диске.

Лондонский оркестр широко известен своими многочисленными записями саундтреков для кино.

-4

В этом же году премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля в миланском театре Ла Скала стала настоящим провалом.

Три наиболее популярные итальянские оперы, входящие в репертуар всех оперных театров — «Севильский цирюльник», «Травиата» и «Мадам Баттерфляй», — с треском провалились на своих премьерах, и из этих трех, быть может, с наибольшим шумом провалилась «Мадам Баттерфляй». Все, от композитора и главных участников спектакля до оркестрантов и бутафоров не сомневались в триумфе автора «Манон Леско», «Богемы» и «Тоски». Однако даже великолепная музыка, сопровождающая первый выход Баттерфляй (партию которой спела великая Розина Сторкио), была встречена грозной тишиной зала. А молчание итальянской публики — это самое зловещее, что только может быть.

Пуччини, обескураженный и подавленный, отменил второе запланированное исполнение в Ла Скала, хотя это означало уплату значительной суммы неустойки, забрал партитуру, сделал в ней большое количество изменений, главным из которых было разделение длинного второго действия. И теперь в опере стало три действия. Три с половиной месяца спустя исправленная версия оперы была поставлена в Брешии под управлением Артуро Тосканини. В главной роли выступила молодая украинская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Р. Вагнера. Спустя несколько дней она получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго», 1904.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.

#домвинтажноймузыки #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд