Родители Роберта Земекиса - представители рабого класса - говорили своему сыну "Разве ты не видишь, откуда ты? Ты не можешь стать кинорежиссером". Но он стал. Стал одним из самых громких кинематографистов на несколько десятилетий. А история его успеха сказочна, так же как и его главные кинохиты.
Свое детство Роберт Земекис провел, восхищаясь кино и сериалами на телеэкране. Поэтому когда он начал изучать кинематограф в университете, он существенно отличался от своих сокурсников. Те обожали французскую новую волну и рассматривали кино как возвышенное искусство. А Роберт Земекис мечтал о Голливуде и голливудском коммерческом кино. В университете ему посчастливилось встретить Боба Гейла, который имел сходные взгляды на кино и впоследствии стал соавтором всех первых проектов Роберта Земекиса.
Сложно судить как могла бы сложиться карьера Роберта Земекиса, если бы он не приглянулся Стивену Спилбергу. Тот уже прославился благодаря огромному успеху "Челюсти" 1975 г. и решил совмещать режиссуру с продюсерской деятельностью. В короткометражке Роберта Земекиса и его сценариях 32-летний Стивен Спилберг увидел потенциал и в итоге стал ментором и продюсером 26-летнего Роберта Земекиса.
Первым полнометражным проектом Роберта Земекиса стала музыкальная комедия "Я хочу держать тебя за руку" 1978 г. о трех девицах, пытающихся встретить обожаемую ими группу "Битлз". Лента хоть и имеет сейчас довольно высокие рейтинги, в год выхода была прохладно встречена публикой. Зато критики высоко оценили умение молодого режиссера комбинировать документальные кадры с постановкой - технологические инновации впоследствии станут частью фирменного стиля Роберта Земекиса.
Следующий фильм "Подержанные автомобили" 1980 г. тоже получил слабый прокат. Роберт Земекис и Боб Гейл получили в Голливуде славу сценаристов, которые пишут интересные истории, которые никто не хочет видеть на киноэкране. Карьерные перспективы фильммейкеров висели на волоске. Но в 1984 г. Майкл Дуглас приглашает Роберта Земекиса режиссировать свой новый приключенческий фильм "Роман с камнем". При бюджете 10 млн. фильм заработал 86 млн. в прокате и реанимировал имидж режиссера.
Спустя год Земекис, Гейл и Спилберг выпускают подростковую комедию "Назад в будущее" 1985 г. - история о безумном ученом и мальчике, очутившихся на машине времени в прошлом, стала сенсацией. Имея бюджет 19 млн. долларов фильм заработал 383 млн. Получил 2 продолжения, анимационный сериал и культовый статус.
В 1988 г. Роберт Земекис выступает режиссером еще одной вызвавшей всеобщий восторг комедии - "Кто подставил кролика Роджера". Фильм совместил в себе игру актеров с анимированными персонажами. Сама технология не была новинкой, но эта картина поражала зрителей принципиально новым уровнем качества работы со спецэффектами.
Следующий фильм хоть и получил меньший успех в кинопрокате, тоже быстро приобрел культовый статус у зрителей и занял особое место в истории развития компьютерных спецэффектов - "Смерть ей к лицу" 1992 г. Эта комедия в большей степени была ориентирована на взрослую аудиторию и рассказывала историю двух женщин, обретших бессмертие в погоне за красотой.
В 1994 г. Роберт Земекис вновь выпускает суперхит - трагикомедию "Форрест Гамп". Романтичная история об умственно отсталом парне, биография которого преломляется с историей Америки, принесла режиссеру первую и единственную статуэтку Оскар. "Форрест Гамп" выиграл Оскар как лучший фильм года, заработал больше всех в американском кинопрокате, быстро приобрел культовый статус и до сих пор неизменно занимает одно из лидирующих мест в списках самых любимых массовым зрителем фильмов.
Еще в конце 1980-х прославившийся Роберт Земекис взялся за продюсирование. Особого успеха достигли его хоррор проекты - сериал "Байки из склепа" и первый голливудский фильм Питера Джексона "Страшилы" 1996 г.
После успеха "Форреста Гампа" Роберт Земекис решил покорить новые горизонты и изменил комедийному жанру. В 1997 г. он выпустил научно-фантастическую ленту "Контакт", а в 2000 г. мистическую драму "Что скрывает ложь" и романтическо-приключенческую ленту "Изгой". Все эти ленты имели успех, но значительно менее выраженный, чем предыдущие хиты.
В начале 2000-х Роберт Земекис взялся за создание сразу трех проектов, призванных раздвинуть границы компьютерной анимации и в особенности CGI технологии. "Полярный экспресс" 2004 г., "Беовульф" 2007 г. и "Рождественская история" 2009 г. имели довольно скромный успех и обильно критиковались за неспособность создавать реалистичное сходство с заявленными актерами.
В 2010-х Роберт Земекис возвращается к игровому кино и снимает триллер "Экипаж" 2012 г., биографию "Прогулка" 2015 г. и шпионский триллер "Союзники" 2016 г. Последние 2 едва окупаются в прокате, что заставляет зрителей перестать доверять имени Роберта Земекиса в титрах как гаранту высококлассного зрелища.
Последние выпущенные Робертом Земекисом фильмы - "Удивительный мир Марвена" 2018 г., "Ведьмы" 2020 г. и "Пиноккио" 2022 г. стали еще большим разочарованием и даже не смогли окупить свой бюджет.
Сейчас Роберту Земекису 71 год, он продолжает снимать кино и скоро выпустит приключенческую ленту с Дуэйном Джонсоном о первом короле Гавайев, а также ленту "Здесь" - историю обитателей одной комнаты на протяжении нескольких тысяч лет.
Какие фильмы Роберта Земекиса вы любите? Делитесь в комментариях.