Егор Гордеев занимается фотографией в ВолГУ шесть лет. Из них три года он работает фотографом в пресс-службе вуза и делится своими знаниями со студентами как куратор студенческого объединения УТРо ВолГУ. За это время он сделал тысячи фотографий для студентов и работников университета, запечатлел множество значимых мероприятий и событий. Давайте же познакомимся с ним поближе и узнаем, как он заинтересовался фотографией, проявлял первые пленочные снимки и при чем тут Эльтон.
Когда и как ты начал заниматься фотографией? Какой твой первый фотоаппарат и как он у тебя появился?
Интерес к фотографии у меня появился в достаточно раннем возрасте. В 2005 году, когда мне было семь лет, мне подарили простенькую пленочную мыльницу. Я фотографировал семейные мероприятия и домашних животных. Эти снимки даже сохранялись. Они, конечно, не супер, но как память дороги. А еще у моего дяди был фотоаппарат Зенит. Тогда он мне казался каким-то космолетом: у него была куча крутилочек, кнопочек. Было очень интересно, но брать мне его, конечно, не разрешали.
Чуть более осознанно снимать начал, когда в 2009 году мама купила уже цифровую мыльницу. Меня поразило, что фотки можно было смотреть сразу и делать их очень много, а не 36 кадров, как на старом.
Затем интерес охладел, и я почти не снимал, пока в десятом классе снова не заинтересовался. Не совсем помню, почему, но, скорее всего, увидел у одноклассницы фотик Sony. Он был еще более крутой, и там был ручной режим. Я люблю технику, и мне захотелось разобраться, как получать хорошие снимки. Вот с этого времени можно считать, что я, действительно, увлекся фотографией.
Почему ты выбрал развиваться именно в фотографии, а не в съемке и монтаже видео?
Сложно сказать… Скорее всего, мне нравится ловить момент, долю секунды. Я воспринимаю фотографию как такой спорт, челлендж или вызов.
Ты учился сам или тебя кто-то учил? Возможно, посещал или покупал какие-то курсы?
Учился я сам, никаких курсов не посещал. Там, где я жил не было ничего подобного. Всю информацию брал из статей на фото-сайтах и роликов на YouTube.
Более того, так как своего фотика у меня не было до второго курса университета, я тренировался выставлять правильные настройки на онлайн-симуляторе фотокамеры.
На втором курсе я пришел в УТРо ВолГУ фотографом. Там у нас были несколько вводных занятий. Огромное спасибо куратору Алене Фуфаевой. А дальше — практика, практика, практика!
Расскажи подробнее о том, как ты занимался пленочной фотографией.
Мой первый фотоаппарат был как раз пленочный Samsung Fino 15se. Он жив-здоров до сих пор, иногда даже снимаю на него.
Серьезный интерес появился в 2017 году. Я увидел в каком-то паблике в ВК пленочные фотки. Мне очень понравилась картинка: интересные цвета, артефакты изображения, отсутствие результата сразу.
Я начал читать статьи и загорелся этим делом еще больше. Когда был у родителей в области, выпросил у дяди его Зенит, и, когда вернулся в город, первым делом купил пленку в фотосалоне. Наснимал всякого и отнес на проявку. А вот на сканирование денег у бедного студента не хватило. Тогда я решил отсканировать негатив с помощью простенького устройства из фонаря, картонки и цифрового фотоаппарата. Результат, конечно, был не очень, но мне очень понравилось тогда.
С этого момента я начал снимать еще и на пленку и попутно коллекционировать старые фотоаппараты.
Какие фотографии тебе нравятся больше: пленочные или цифровые?
Мне нравится снимать в принципе. Просто цифровые фото — для коммерции и работы, а пленочные — для себя, для души.
У тебя есть какие-то фавориты среди фотографов?
Мне очень нравятся работы Роберта Капы, Анри Картье-Брессона, Стива МакКарри. Это — база! Из отечественных очень нравятся фото Сергея Максимишина. Даже прикупил парочку его фотокниг.
Ты связывал свои научно-исследовательские работы с темой фотографии?
Я на третьем курсе решил, что тема моего диплома обязательно должна быть связана с фотожурналистикой, поэтому я даже сменил старую тему о рекламе на новую: «Специфика современного фоторепортажа на примере журнала „Русский репортер“».
В магистратуре тема так же была похожая: «Жанровые особенности современной фотожурналистики на примере онлайн-сми»
Огромное спасибо Олесе Александровне Козловой, моему прежнему научному руководителю, за наставления и особенно за терпение.
В аспирантуре мы с руководителем также продолжаем исследовать фотографию, но немного в другом русле. Спасибо Дмитрию Юрьевичу Ильину, за то, что помог сориентироваться в теме.
Какие мероприятия тебе нравится снимать и почему?
Мне нравится снимать мероприятия на выезде, потому что они сильно отличаются от того что снимаю в вузе — к событиям внутри университета я за несколько лет уже привык. Хотя и у нас бывают сюрпризы.
Как ты относишься к оценке своих работ?
К оценке своих работ отношусь спокойно. Критика, конечно, не очень приятна, но заставляет задуматься, что я, возможно, сделал не так, и что можно с этим сделать.
Похвалу я особо не люблю, потому что понимаю, что всегда можно сделать еще лучше. Хотя иногда бывает приятно, что уж там.
Самая твоя запоминающаяся фотосъемка за всё время, что ты занимаешься фотографией?
Самая запоминающаяся съемка была в 2021 году, мы вместе с активистами Студенческого совета и Профсоюзной организации обучающихся выезжали на озеро Эльтон. Место безумно красивое!
В ноябре прошлого года ходил на мастер-класс по мобильной съемке. Я был очень удивлен, какие фото можно сделать на телефон, причем не самый новый.
Ты — куратор направления «Фотография» в студенческом объединении УТРо ВолГУ. Сложно ли учить и направлять студентов? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего?
Я не учитель, а куратор. И задача моя не учить, а помогать. Я вижу это так. Стараюсь поддерживать интерес к фотографии, давать возможность практиковаться и помогать с техническими проблемами.
Что ты можешь посоветовать начинающим фотографам?
Советовать не буду. Пожелаю, как и себе, — не терять интереса, искать себя, и никогда не переставать учиться чему-то новому.
Люди часто занимаются своим делом под музыку. Под какую музыку ты занимаешься своим?
Когда снимаешь, то лучше слушать, что происходит вокруг, а вот, когда отбираю и обрабатываю фото, слушаю разное. Если не спешу, то какой-нибудь пост-рок, инди или легкий хип-хоп. Если же надо обработать много и побыстрее, то, конечно, в ход идет что-то потяжелее и побыстрее: рэп, электронная музыка, метал.
Чем ты занимаешься в свободное от работы время?
В свободное время играю на гитаре, репетирую с группой или просто смотрю фильмы, что для фотографа тоже очень полезно.
Чем планируешь заняться в будущем? Продолжить развиваться в фотографии или пойти по какому-то другому пути?
В будущем продолжу заниматься фотографией. Хотелось бы побольше уделить внимание студийным фото.
В мечтах — заниматься музыкой более серьезно, но фотографировать я не брошу. Это точно.
Анастасия Огородникова