Всякий, кто бывал в Санкт-Петербурге и гулял по его центральным улицам, непременно останавливался на набережной канала Грибоедова, чтобы полюбоваться этим по-праздничному ярким собором Воскресения Христова, более известным под названием “Спас на Крови”. Однако все великолепие храма складывается из мелких его деталей, совсем как мозаика, которой украшен весь собор внутри и снаружи. И в этой статье мы хотели бы открыть вам наиболее интересные страницы из истории храма, а также обратить внимание на самые необычные мозаичные образы на его стенах.
Интересные факты
Собор был возведен на месте, где 1 марта 1881 г. в результате очередного покушения был смертельно ранен бомбой русский император Александр II. Так храм и получил свое второе название — “Спас на Крови”. Увековечить память царя-освободителя на этом сакральном месте было решено сразу, и уже через месяц здесь возвели небольшую деревянную часовню. Однако новый император Александр III решил, что этого недостаточно, и повелел построить величественный храм, который бы напоминал о гибели царя и в то же время дарил чувство надежды на воскресение в Боге.
Исходя из этого замысла, собор был освящен в честь Воскресения Христова и получил такое красочное и праздничное оформление внутри и снаружи. Ярким напоминанием о мучительной кончине императора стал сохраненный в правой части храма фрагмент той самой набережной, где была пролита царская кровь.
Работа по сооружению и оформлению собора затянулась на 24 года, так что до его открытия Александр III уже не дожил. Храм был освящен в 1907 г. при Николае II. При этом собор не был приходским, в нем никогда не крестили, не отпевали и не венчали.
В годы советской власти храм хотели разобрать, но остановила война, во время которой собор стал использоваться в качестве морга.
В 1960-е г. в храме начались работы по реконструкции и в центральном куполе, где располагается лик Христа «Пантократор», был обнаружен немецкий фугасный снаряд весом 150 кг. Чудом не взорвавшийся, он пролежал там незамеченным более 10 лет.
После продолжительной работы по реставрации храма в 1997 г. он был вновь открыт для посещения и до сего дня предстает перед нами практически в первозданном виде.
Мозаика
В убранстве Спаса-на-Крови совершенно отсутствуют живописные образы, только мозаичные композиции, из-за чего храм называют “музеем мозаики”. По площади мозаики храм занимает первое место среди всех православных сооружений и считается одним из крупнейших в Европе. Снаружи мозаика занимает около 400 кв. м. фасадов, а внутри ею оформлено более 7000 кв. м. Над созданием святых ликов и сюжетов трудилось 32 русских художника, среди которых известные В. Васнецов, М. Нестеров, В. Беляев и сам архитектор храма А. Парланд, а также 40 мозаичистов.
Снаружи собора мозаика делает акценты на его главных элементах, а внутри мозаичные композиции наполняют все пространство:
— центральные стены и своды занимают сюжеты из земной жизни Христа;
— в западной части — сцены страдания Спасителя, а в восточной — явления Господа после Воскресения;
— арочные проходы оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками;
— на колоннах — изображения апостолов, мучеников и других святых;
— даже на папертях — растительный орнамент.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Особенные образы
Внутри храма среди многообразия мозаик хочется выделить несколько редких.
На фасадах собора особенно выделяются следующие два образа.
Большое мозаичное панно на фронтонном кокошнике южного фасада «Христос во славе» было создано по эскизу Н. Кошелева. На нем золотой фон особенно сверкает в сочетании с пестротой колорита образа. Центральное место в композиции занимает образ Христа, окруженного ангелами. Золотой поток лучей, исходящих от Него, пронизывающий все пространство мозаики. У основания трона — коленопреклоненные фигуры святителя Николая Мирликийского (покровитель Николая II) с книгой Нового Завета справа и святого Александра Невского (покровитель Александра II) слева. В руке князь держит модель храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Мозаичист А. Фролов называл этот образ одной из лучших своих работ.
В центре западного фасада расположена открытая часовня, где под навесом — «Распятие». Мозаика выполнена по эскизу самого архитектора А. Парланда. «Распятие» — кульминационный момент страданий Христа и важный элемент образа храма, так как смерти Христа на кресте уподобляли и мученическую кончину императора. В верхней части мозаики изображен Бог Отец в окружении шестикрылых серафимов. По обеим сторонам от Спасителя в мраморных рамках изображены св. Зосима Соловецкий (день памяти совпадает с днем рождения Александра II) и прмч. Евдокия (память в день убийства царя).
Невозможно описать все великолепие и многообразие мозаичных творений Спаса на Крови, создаваемых многие и многие годы. Мы прикоснулись лишь к нескольким драгоценным граням этого храма. Но чтобы увидеть и прочувствовать его в полноте, там необходимо побывать.