Найти в Дзене
Элси Лайт

О работе велокурьером в Яндекс.Лавке: двухнедельный опыт.

Предисловие Да, 2 недели - это очень мало, чтобы нормально судить о своей профессии. Тем не менее, какой-никакой опыт, которым я хотел бы поделиться, у меня за это время уже скопился, равно как и несколько историй, затрагивающие аспекты работы, о которых я не задумывался до трудоустройства. И вообще, чего я оправдываюсь - некоторые пишут обзоры на работу по результатам 2-4-часовой пробной смены, а я уже честно откатал больше 30 часов. Поэтому - начинаем. Второе предисловие: обо мне Я 19-летний студент. Коренной петербуржец, соответственно, описываемая ситуация актуальна для этого города, в других же может отличаться. В ноябре из-за определённых проблем психологического плана я был вынужден уйти в годовой академический отпуск; по этим же причинам я долгое время не мог найти работу и до марта фактически висел на шее у родителей. Так бы оно и продолжалось, не позвони мне рекрутер Яндекс.Лавки и не пригласи на работу курьером. До этого я старался избегать этой вакансии, считая, что раз я
Оглавление
Картинка нагло стыбжена из интернета. Простите.
Картинка нагло стыбжена из интернета. Простите.

Предисловие

Да, 2 недели - это очень мало, чтобы нормально судить о своей профессии. Тем не менее, какой-никакой опыт, которым я хотел бы поделиться, у меня за это время уже скопился, равно как и несколько историй, затрагивающие аспекты работы, о которых я не задумывался до трудоустройства. И вообще, чего я оправдываюсь - некоторые пишут обзоры на работу по результатам 2-4-часовой пробной смены, а я уже честно откатал больше 30 часов. Поэтому - начинаем.

Второе предисловие: обо мне

Я 19-летний студент. Коренной петербуржец, соответственно, описываемая ситуация актуальна для этого города, в других же может отличаться. В ноябре из-за определённых проблем психологического плана я был вынужден уйти в годовой академический отпуск; по этим же причинам я долгое время не мог найти работу и до марта фактически висел на шее у родителей. Так бы оно и продолжалось, не позвони мне рекрутер Яндекс.Лавки и не пригласи на работу курьером. До этого я старался избегать этой вакансии, считая, что раз я в академке, то могу устроиться на "нормальную" работу на полный день. Не срослось. В тот момент я уже был на грани отчаяния из-за неудачных попыток трудоустройства, поэтому меня посетила спонтанная мысль.

"А почему бы и нет?" - говорю себе я, и теперь сижу и пишу этот пост.

Как проходило трудоустройство

Меня пригласили на собеседование в центр города, записав на следующий день после звонка. На деле никакого собеседования не было: я пришёл, отсидел в очереди 20 минут, поговорил с рекрутером(?), получил талончик в другую очередь в соседнем зале, который выглядел как филиал Сбера, только в жёлтых тонах, просидел ещё 40 минут уже там, после чего узнал у девушки за окошком, что пеших курьеров, ради устройства коим я туда припёрся, в Лавку не берут.

Моё лицо, услышавшее это информацию после часа в очереди.
Моё лицо, услышавшее это информацию после часа в очереди.

"Точно?" - спрашиваю я. Девушка была непреклонна: "Только авто или велосипед". И тут меня снова потянуло на спонтанные решения.

"А почему бы и нет?" - говорю себе я и соглашаюсь на велосипед. После этого мне помогли настроить приложение для курьеров (Яндекс.Про) и отпустили с миром.

Весь этот процесс, кстати, называется "активацией". Соответственно, деактивация - это когда ты приходишь в тот же офис с целью прекращения сотрудничества с Лавкой.

В целом о работе

В общих чертах она выглядит точно так, как представляется. Ты заходишь на склад, берёшь заказ, садишься на велик, отвозишь заказ клиенту, возвращаешься. Повторять до конца смены. Этот процесс работает на Лавке, в Еде склад меняется на рестораны и магазины.

Что в заказах? Что угодно, что может продаваться в магазине у вашего дома. В основном продукты. Какие-то бытовые мелочи, типа средства для мытья посуды или бумажных полотенец. Немного неочевидный пункт - бутыли с водой. МНОГО бутылей с водой. К моему удивлению, куча людей предпочитает покупать питьевую воду в 5-литровых бутылях, нежели брать её из крана с фильтром. Думают, что вода там более водяная?..

Естественно, раз есть пятилитровые бутыли с водой (и порой по несколько штук в одном заказе), то от курьера требуется определённый уровень физической подготовки. У меня она, например, отсутствует почти полностью, поэтому после первого тяжёлого заказа я был наполовину мёртвым. Наполовину живым, если быть оптимистом. Тяжёлые заказы - это от 20кг; за них идёт небольшая доплата, но о деньгах поговорим в отдельном разделе.

В общем чате курьеров кто-то делился фоткой с шестью бутылями в сумке. Жаль пацана.

Также иногда приходится доставлять напитки, чаще всего кофе, который готовят сборщики заказов прямо перед тобой. Такие заказы требуют повышенной осторожности - по понятным причинам. Многие их не любят, но как будто у нас выбор есть.

Ещё один небольшой момент:

Ха, ха и ещё раз хи.
Ха, ха и ещё раз хи.

Врут нещадно. Куртки выдают только лучшим курьерам, причём критерии определения "лучшести" мне не известны. Есть подозрение, что решение о выдачи формы принимают директора складов, что означает, что, во-первых, тебе придётся долго и часто работать на одной точке, чтобы завоевать внимание, а во-вторых, что твои старания могут ничего не дать :)

О графике

Смены здесь называются слотами. Слоты бывают от 2 до 8(?) часов длительностью - по крайней мере, такие я видел лично; ты выбираешь в приложении, на какие слоты тебе удобнее выйти и на каком складе, после чего... собственно, выходишь в указанное время на работу. По времени Лавка работает с 8:00 до 23:15 - соответственно, у курьеров такой же разброс времени работы. Разумеется, могут быть и задержки, если заказ поступит за считанные минуты до конца слота, и тебе придётся в 23:14 выезжать в неведомые ночные дали.

Примерно так может выглядеть ваше расписание.
Примерно так может выглядеть ваше расписание.

Перерывы. Они есть. Точнее, есть функция паузы в приложении, активировав которую ты можешь временно прекратить получить заказы и перевести дух. Всего даётся 20 минут паузы на каждый слот; их не обязательно использовать разом - можно разбить на 2 перерыва по 10 минут, 4 по 5 и так далее.

О велосипедах

У тебя есть выбор: либо убивать по ямам свой велик, либо использовать уже убитый кем-то арендованный. Аренда железного коня как бы бесплатная, но при этом за использование личного идёт доплата, пусть и крохотная - все цифры в разделе "О зарплате". Проблемы у велосипедов тут на любой вкус. Неработающее переключение скоростей? Имеется. Раздолбанная подвеска? Да хоть любой берите! А как вам сломанные тормоза? Да, такие тоже найдутся.

Ещё был прикол, когда мне попался сравнительно хороший велик...

...с не закрывающимся противоугонным замком.

Пришлось менять. Было обидно.
Пришлось менять. Было обидно.

Ремонтировать все эти чудные куски металлолома никто не торопится - директор одного из складов как-то говорил, что регулярно посылает "наверх" запросы, которые так же регулярно отклоняются по разным причинам. Жмоты :)

О зарплате

Самый, наверное, долгожданный раздел. Итак, на момент написания статьи зарплата складывается из двух частей следующим образом:

  1. Стандартная ставка: 160р/час;
  2. Плата за каждый заказ: 20р.

Обычно за час развозится 3-4 заказа, то есть за 4-часовую смену можно заработать до 960р. Помимо этого, иногда появляются бонусы - например, сейчас действует дополнительное условие, что каждый заказ, начиная с 20го в день, приносит не 20 рублей, а 40. Наконец, есть чаевые, которые ещё больше увеличивают итоговую сумму. Если прибегнуть к простой математике, то мы выясним, что, работая по 8 часов 5 дней в неделю, за месяц можно заработать до 38400 рублей, не считая чаевых. А потом грустно отнимем от этой суммы налог для самозанятых.

С выплатами всё сложнее. Есть ежедневные и еженедельные выплаты. Дело в том, что клиентам так-то пофиг на наш тариф с 160р/ч - у них есть чёткая сумма, которую они платят за доставку: 29 рублей, 49, 59 и т.д. Так вот, ежедневная выплата курьеру - это та часть заработка, которая оплачивается непосредственно клиентами, а остаток приходит еженедельно по средам. Нарисовал небольшой рисунок за 5 минут в пэинте для наглядности.

-6

Грубо говоря, ежедневные выплаты можно считать эдаким авансом, а еженедельные - собственно выдачей остатка зарплаты.

Кроме того, есть небольшой нюанс: "ежедневные" выплаты за пятницу-воскресенье на деле приходят в понедельник. Существенной роли не играет, но если вы читаете этот текст, раздумывая об устройстве в Лавку, имейте это в виду.

Сверх этих денег можно получить доплаты следующими способами:

  • Чаевые. Обычно оставляются клиентами в приложении, но иногда (редко) дают и наличкой;
  • Свой велосипед. +10р/ч, то есть в сумме ставка становится 170р/ч;
  • Тяжёлый груз (от 20кг). 50 рублей;
  • Приглашение друзей.

О складах

Склад, он же точка, он же Лавка. Выглядит это место как помещение, забитое простыми металлическими стеллажами с различными товарами, с небольшой зоной отдыха для курьеров на 3-5 стульев, Яндекс Станцией, санузлом и... и всё. Ещё где-то есть пустое пространство для хранения велосипедов, да и только. Помещение играет сугубо техническую роль, поэтому с комфортом посидеть там между заказами или на паузе удастся с трудом. Тем не менее, если вам повезёт, и все ваши коллеги будут на заказах, можно будет расслабиться, сидя на стуле - лучше, чем ничего, согласитесь. Однако часто бывает так, что все места уже заняты.

Отдельно стоит сказать про Яндекс Станцию. Нужна она, чтобы сборщики заказов не померли со скуки, а потому почти постоянно играет музыку. И если ваш вкус не совпадает со среднестатистическими предпочтениями нынешней молодёжи (как у меня), то... придётся терпеть.

Мини-инсайд. Вид из зоны отдыха на одном из складов.
Мини-инсайд. Вид из зоны отдыха на одном из складов.

Также на разных складах есть разные "традиции". Почти везде принято протирать антисептиком сумку в конце рабочего дня. На одном из складов мы так же мыли свои велосипеды, прежде чем загонять их внутрь на ночь.

О распределении заказов и слотов

Распределение заказов - честное. Трудно что-то тут ещё добавить. В целом, в каком порядке люди приходят отдыхать на склад, примерно в том же они с него и уходят, получая новые заказы. Система не выделяет в приоритетах более активных, надёжных или быстрых курьеров, давая возможность всем работать в одинаковых условиях.

А вот со слотами всё по-другому. Раз в неделю, в субботу, открывается набор слотов на ближайшие 7 дней. Причём для разных курьеров набор открывается в разное время. Буквально неделю назад была введена новая система, в которой учитываются рейтинг курьера в топе, его активность и скорость выполнения заказов, количество нарушений и чёрт знает что ещё. В итоге кому-то доступ к выбору слотов открывается в 13:00, а кто-то добирает из остатков после 15:30. Если вообще что останется.

Каким образом система определяет, кому во сколько открывать доступ к выбору слотов на неделю - загадка. Например, на этой неделе мне открыли доступ в 13:30, и я смог комфортно набрать слоты из почти полного их списка. А мой коллега, работающий полгода, владеющий фирменной синей курткой и вообще образцовый парень, только что поделился со мной (да, я пишу этот пост в перерывах между заказами), что ему доступ дали только в 15:00, и он смог взять себе всего 3 смены. Как так? Вопрос остаётся открытым.

В течение недели также появляются новые слоты, если кто-то из курьеров отказался от своего, поэтому, если в субботу не удалось набрать смен на всю неделю по устраивающему тебя расписанию, стоит по нескольку раз в день заходить в приложение и проверять наличие освободившихся слотов. Иногда везёт.

Кстати, об отказе от слотов: это можно без штрафов сделать лишь до 12 часов предыдущего дня. Позже - только через поддержку, причём её ещё придётся уговорить, предоставив весомую причину для отказа от смены. Кстати, о поддержке!

О поддержке

Хооо! К счастью, мне пока не выпадало поводов связываться с ними по поводу проблем с заказами, поэтому за этот аспект их работы я ручаться не могу, но в техническом плане они бесполезны чуть менее, чем полностью. Ответить на вопрос, почему доступ открылся в такое-то время, а не раньше? Не могут. Ещё я им не так давно писал с просьбой объединить 2 слота - 15:00-19:00 и 19:00-23:15 - в один слот 15:00-23:15. И как вы думаете?

-8

Во-первых, возникает вопрос, при чём тут вообще директор Лавки, если за организацию слотов отвечает именно поддержка. Во-вторых, Татьяна могла бы спокойно отменить один слот, а второй продлить на длительность обоих - они это умеют, уже проверял. Но мучить её этой идеей в половину двенадцатого я уже не стал. Пущай будет 2 слота, фиг с ними.

О клиентах и их комментариях

За 2 недели работы курьером мне не попалось ни одного грубого клиента. Все были либо вежливы, либо хотя бы нейтральны, ограничиваясь базовыми "Здравствуйте - спасибо - до свидания". Чаевые оставляют редко, но всё же оставляют, в среднем 1-2 раза в день. Один раз вместо денег шоколадку подарили, было неожиданно, приятно и вкусно :P

Часто клиенты оставляют комментарии к заказам, которые обязательно стоит читать. Там может быть информация о том, с какой стороны подойти к дому, где находятся калитки на закрытую территорию, коды от домофонов, а также важные просьбы. Я один раз проморгал такую и позвонил в домофон. Лишь через несколько секунд я посмотрел в телефон и увидел комментарий с просьбой НЕ звонить из-за спящего маленького ребёнка.

-9

Отдавал заказ весь красный, без остановки извиняясь. Благо, клиент попался понимающий, улыбался и говорил, что ничего страшного - спасибо ему. Теперь я всегда читаю комментарии перед выездом на адрес.

Заключение

Возможно, через несколько месяцев я перечитаю этот текст и посмеюсь своей новичковой наивности и непониманию истинного положения дел. Возможно, даже напишу новую статейку, уже будучи более опытным курьером. Единственное, в чём я пока уверен - что я продолжу работать здесь, как минимум до возвращения к учёбе. Непыльная работа, молодой коллектив - реально молодой, ближайшим ко мне складом рулит буквально компашка пацанят, - частые выплаты, пусть общий заработок и не самый высокий. Я уже немножко жалею, что потратил кучу времени впустую, бегая от этой работы. Хотя, возможно, правильно сделал, пропустив зимний сезон...

Готов ответить на любые вопросы в комментариях. Спасибо за прочтение этого потока мыслей.