Найти в Дзене
Valeria Gremst

С чего начать свой писательский путь? Советы, «матчасть» и шпаргалки

Оглавление
Начну с того, что начинать свой писательский путь нужно не со страха или с переживаний о возможных неудачах! Бояться нечего. Сядьте и расслабьтесь. Это мини-пособие, возможно, поможет тебе (надеюсь, ты не против перейти на «ты» для удобства?).

P.S. — в процессе написания данной статьи я вдруг поняла, что писательство — адский кропотливый труд. :))
Но, я уверяю, если тебе это по-настоящему интересно, то даже те девять кругов Ада, что тебе предстоит пройти, не должны тебя пугать, ведь дальше тебя ждут Райские Небеса.

Мини-введение

Каждый начинающий автор или человек, только-только задумывающийся о том, чтобы начать писательскую деятельность, так или иначе задаётся тонной вопросов.

«С чего мне начать?», «Всё ли правильно я делаю?», «Интересно ли то, что я пишу?», «Не графоманство ли это?» — тонны, тонны вопросов, подобных этим!

На просторах Интернета, конечно же, есть ответы на каждый (или почти каждый) из них, но лично меня они не очень подбодрили и воодушевили, когда я только начинала писать 9 лет назад.

Именно поэтому я решила написать сие мини-пособие: я пишу уже достаточно долго для того, чтобы попробовать подбодрить начинающих писателей, дать несколько советов и шпаргалок.

Также хочу отметить, что упор идёт на, наверное, куда более серьёзные произведения, чем рассказ или зарисовка. Но это всё равно может быть полезно.
Начнём!
Начнём!

С чем ты можешь столкнуться в самом начале пути?

Со ступором! С чего начать? Что писать? О чём? О ком?! Ответ прост: пиши о том, что тебе самому интересно! Начинать можно абсолютно с чего угодно: с фанфиков, с фэнтези, с романов, со статей, со стихотворений, — действительно с чего угодно, что сам посчитаешь интересным.

И, конечно, ты можешь с облегчением выдохнуть прямо сейчас, закрыть эту статью и пойти строчить истории! Но, если ты хочешь по-настоящему углубиться в писательскую деятельность и узнать что-то новое, то советую остаться.

Советы для первых этапов писательства

Прежде чем садиться за создание текста я советую тебе сделать то, что облегчит (но сначала, конечно же, ужасно усложнит) тебе жизнь (особенно в том случае, если ты собираешься написать что-то масштабное, что-то более, чем на 20 страниц).
Но, как говорится, «Per aspera ad astra» — с лат. «Через тернии к звёздам».

1. Начни записывать все идеи, которые приходят тебе в голову, даже если ты не уверен, что они вообще войдут в итоговый вариант произведения. Заведи любой удобный для тебя черновик: ежедневник, блокнот, вордовский документ или заметки в телефоне, — и постарайся записывать в него каждую идею в том виде, в каком она приходит. Есть подробности? Пиши с подробностями. Нет подробностей? Пиши без них.

Чем это тебе поможет?

Для начала это натолкнёт тебя на общее понимание того, что ты вообще можешь и хочешь написать, что тебе интересно. А также это даст тебе возможность в любой момент освежить память, не забыть ничего из того, что приходило тебе в голову. Даже те идеи, что нравятся тебе меньше всего могут вдохновить тебя на другие, более интересные.

2. Как бы банально это ни звучало, читай. И я сейчас не только школьную литературу, русскую или мировую классику имею в виду! Читай и современные книги в том числе: и «хорошие» книги, которые нахваливают, и «плохие», — которые ругают.

Это совет, который мне не дали, когда я сама начинала заниматься писательством.

С хорошими-то всё понятно — нужно учиться у лучших, а плохие-то книги зачем читать?! Да затем, чтобы понять, как писать не нужно.

«Плохие» книги плохи тем, что вызывают негативные эмоции своей нелогичностью, глупостью, непродуманными или плохо прописанными персонажами, неоправданной интригой и т.д.

Конечно, на чужом опыте учиться сложно, потому что ты видишь ошибки, но не знаешь, как их не совершить. Но зато можно опереться на свои собственные впечатления и понять, чего именно тебе не хватило в произведении. Мало описаний? Мало сюжета? Слишком много сюжетных поворотов и мало раскрытия главных героев? Отсутствует личностный рост героев как таковой? Теперь ты знаешь, что должно быть в твоём произведении, чтобы оно нравилось именно тебе!

3. Итак, допустим, ты готов написать что-то: есть несколько идей, которые тебе нравятся и которые ты хочешь и ждёшь не дождёшься воплотить в реальность. Это замечательно! А теперь вернись к пугающим вопросам! :))

«Матчасть»

Как и в любой профессии (или увлечении) существуют своего рода основы, на которые ты, хочешь не хочешь, но должен опираться. Какие же основы существуют в писательстве? Да целая дисциплина литературоведение, грубо говоря, и является той самой матчастью! Но это такой огромный и временами сложный блок, что мне придётся вырвать из него лишь некоторые «тезисы». Здесь мы разберём следующие пункты:

1. Идею;
2. Тему и главные проблемы;
3. Жанровую принадлежность;
4. Конфликт;
5. Средства художественной выразительности;
6. Хронос (хронотоп) и топос;
7. Сюжет;
8. Композицию произведения и основные (ключевые) сюжетные моменты;
9. Персонажей.

Думаю, для этой статьи этого будет вполне достаточно

1. Какую идею осуществляем? — Нужно выбрать из того, что ты уже набросал, эти идеи также можно объединить. Здесь ты можешь положиться на себя и свои ощущения.

И главное не бойся браться за идею, даже если она кажется тебе сложной. Никто не ставит перед тобой каких-то определённых сроков, поэтому ты можешь писать «на чиле, на раслабоне».

Например, идея этой статьи — создание некоторого пособия по писательству; помощь начинающим авторам, своего рода облегчение вашей жизни.

2. О чём пишем? — Нужно придумать тему произведения.

Если ты хотя бы немного знаком с основами литературы, то я могу не объяснять тебе, какие темы бывают. Но что такое тема вообще? Тема — предмет (суть), форма выражения идеи, какого-либо рассуждения или размышления.

Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого поднимаются темы войны, мира, любви, жизни, смерти и множество других, а в «Гарри Поттере» Дж.К. Роуллинг — темы дружбы, борьбы добра и зла и т.д.
Таким образом, в одном произведении может быть не одна и не две темы, а целый десяток.

Очень важно определиться с темами своего произведения, они помогут тебе понять, что именно ты пишешь.

Выпиши каждую тему, которую ты хочешь поднять в своей работе! Даже самую, на первый взгляд, наименее важную. Например, ты вовсе не собираешься писать о религии — не собираешься делать её основной темой, — но темы веры и религии в том числе помогут тебе подробнее раскрыть твоих персонажей (я ещё напишу об этом далее).

Главные проблемы. — По сути, проблемы повторяет в себе то, что ты включаешь в темы произведения, например, проблема социального неравенства, непонимание между старшим и младшим поколениями и т.д.

Но тебе нужно определиться с тем, какую именно тему ты будешь раскрывать особенно широко. Замечу, что и про другие ты забывать не должен, именно поэтому их следует выписать: чтобы хотя бы примерно понимать, о чём ты уже написал, а о чём — нет; не забывать развивать и их тоже.

Но главная проблема — это та тема, которую ты собираешься прямо-таки разобрать на атомы, повествовать о ней на протяжении всего произведения, а не эпизодически, как другие.

Ты определился с идей и темами и главными проблемами, хорошо.

3. Жанровая принадлежность. — Ты хочешь написать ужастик, психологический триллер или комедию? Может быть, начать с жанра повседневности, драмы, мелодрамы? Возможно, ты хочешь написать так называемое «лёгкое чтиво»?

На самом деле в литературе огромное количество жанров, тем более в современной, и ты действительно можешь выбрать любой из них. Какой тебе самому больше нравится.

Выбрал? Молодец! А что ты знаешь об этом жанре? Что ты знаешь о художественных приёмах, свойственных именно этому литературному жанру?

И я вовсе не «топлю» и не гноблю тебя прямо сейчас! Это правда важно, если ты хочешь начать писать в разы лучше тех, кто не ознакамливается с литературными основами (например, такие, как я 9 лет назад!) и бросается в омут графоманства с головой.

Ты можешь и не вгонять себя ни в каких рамки, естественно! Можешь вобрать в своё произведение кучу разных жанров, сделать его насыщенным событиями, слезливым, пугающим... но это всё-таки тоже ни есть хорошо. Эмоциональные качели какие-то получаются...

Например, ты выбираешь-таки писать в жанре драмы. Хорошо. Почитай об этом жанре (углуби свои знания о нём), почитай произведения в этом жанре, выяви его характерные черты... Вуаля, ты знаешь, что такое драма.

Или ты выбираешь-таки психологический триллер. Придётся углубить свои знания о психологии (тебе и так придётся это сделать, даже без этого жанра!) и этом жанре соответственно.

4. Конфликт. — Противоречие, система противоречий, которые лежат в основе литературного произведения; тесно связан с композицией художественного произведения: зарождается в завязке, достигает своего пика в кульминации и разрешается в развязке. В классическом понимании под этим термином подразумевают идейное противоборство возвышенного и низкого, добра и зла (протагониста и антагониста).

Здесь вся работа так же, как и всё, падает на твои авторские плечи! Только тебе решать какого рода конфликт ты будешь описывать: локальный (например, бытовой) или масштабный (например, какой-нибудь социальный конфликт).

5. Средства художественной выразительности. — Было бы странно хотя бы не упомянуть о них, не так ли? Да-да, это те самые эпитеты, олицетворения, метафоры и т.д. и т.п.!

Этот вопрос ещё куда более обширный, чем всё то, о чём я уже написала ранее, поэтому, пожалуй, я оставлю этот вопрос на «домашнее ознакомление». Просто учти, что если ты хочешь создать красивый текст, то придётся попотеть и понять тонкости художественной выразительности.

6. Хронос (хронотоп) и топос. — Когда я училась в школе, нам об этом или говорили вскользь, или не рассказывали вовсе. Но это, на мой взгляд, не настолько уж и сложно для понимания.

Хронотоп — («хронос» — время; «топос» — пространство, место) — единство времени и пространства в художественном произведении. Топос — устойчивый образ, мотив; основные места, где происходят события произведения.

Таким образом, тебе нужно определиться с местом и временем. События произведения происходят в России или Англии, или во Франции? Когда происходят эти события?

Если ты действительно собираешься опираться на историческую достоверность, придётся углубиться в историю, особенно того места, где происходят события произведения.

7. Сюжет. — А что, собственно, происходит в твоём произведении? Вот, у тебя есть идеи, темы, главные проблемы, ты определился с жанром, местом и временем, осталось лишь посмотреть на всё это и понять сюжет, которым ты собираешься всё это объединить.

Сложно, да? А кто говорил, что будет легко? У тебя ещё есть время подумать и о сюжете, и об идеях... Возможно, в процессе написания книги ты вовсе половину из того, что понабрал, выбросишь. К чему тебе тема моря, когда действия теперь происходят не в прибрежном городке, а в засушливой пустыне? (утрирую)

8. Композиция произведения и основные (ключевые) сюжетные моменты. — Нет, ты не понимаешь, это другое! Начнём с композиции.

Нужно разбить всё то, что ты набросал в сюжете, на несколько частей, которые уже упоминались чуть ранее, говоря о конфликте: завязка, кульминация и развязка.

Думаю, разъяснять, что есть что не нужно. И, думаю, ты понимаешь, что «самый сок» будет в кульминации и развязке. В некоторых произведениях развязка длится намного-намного-намного короче, чем кульминация, и это нормально. Кульминация должна захватить внимание читателя настолько, чтобы он даже не понял, не заметил, что подошёл к развязке, когда всё становится намного спокойнее.

Возможно, в фильмах это будет ощутимее. Или, например, в классической музыке: спокойное начало, напряжённое, интригующее продолжение и более спокойное завершение.

9. Персонажи. — Долгожданный пункт? Конечно, а кто же сюжет-то толкать будет? Здесь всё не так просто, как может показаться. За всё произведение персонаж должен раскрыться, вырасти, как личность. Читатель должен узнать его.

Представим, что персонаж — твой друг. Ты сам должен узнать его, как друга. Что ты знаешь о своих близких друзьях? А о себе?

Да, придётся пофилософствовать. Именно здесь тебе потребуется психология.

НО, у меня есть кое-что, что тебе поможет в создании твоего персонажа! Очередные советы и даже шпаргалки, которые потребуются тебе не только в начале пути, но и в дальнейшей твоей писательской жизни.

Придётся поработать (как будто до этого мы отдыхали).

Советую работать в Excel или любой другой электронной таблице, которая у тебя есть :))

Чтобы не забыть о своих персонажах всё то, что ты собираешься о них узнать, как бы глупо это ни звучало, придётся записать. А что записать-то? Вот тебе пункты, которые сделают твоих персонажей более правдоподобными и живыми (50+ пунктов):

1. Личные данные:

  • ФИО, прозвище;
  • Дата рождения;
  • Вера/религия, отношение к ней;
  • Ориентация, гендерная идентичность, отношение к ЛГБТК+ (если это играет какую-то роль);
  • Место рождения;
  • Краткая биография персонажа;
  • Краткая биография родителей.

2. Внешние данные и здоровье:

  • Внешность;
  • Манера одеваться;
  • Жестикуляция, громкость голоса;
  • Здоровье: болезни, травмы, расстройства;
  • Вопрос гигиены;
  • Вредные привычки, отношение к ним.

3. Характер и социальные навыки:

  • Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (мы ещё поговорим об этом!)
  • Мироощущение: оптимист/реалист/пессимист;
  • Что оказало самое большое влияние на формирование характера?
  • Отношение к людям;
  • Что он(-а) ценит в людях?
  • Что он(-а) любит? Что не любит?
  • Что о нём (ней) думают друзья?
  • Кто его (её) друзья?
  • Как персонаж познакомился со своими друзьями?
  • Кто его (её) враги/неприятели?
  • Почему персонаж враждует с тем или иным персонажем?

4. Личная жизнь:

  • Любовь, по мнению персонажа, это… (верит ли он вообще в любовь, если нет, то почему?);
  • Отношения с родственниками;
  • Почему у персонажа именно такие отношения с родственниками?
  • Что думает о бывших/нынешних отношениях?
  • Почему персонаж думает об отношениях именно так?

5. Место жительства:

  • Район, в котором он проживает, дом, квартира;
  • Почему он здесь живёт?
  • Как выглядит его комната/квартира/дом?
  • Кто с ним живёт?

6. Имущество:

  • На что он живёт?
  • На чём перемещается?
  • Отношение к собственности;

7. Привычки и хобби:

  • Бытовые привычки;
  • Уровень опрятности;
  • Режим сна;
  • Пищевое поведение;
  • Хобби, увлечения;
  • Как он отдыхает?

8. Убеждения, цели и мечты:

  • Цель в жизни;
  • О чём мечтает?;
  • Как пытается осуществить мечты?;
  • Кто является авторитетом?;
  • Кому доверяет?;
  • Что его мотивирует?;
  • Отношение к детям;
  • Отношение к религии;
  • Отношение к политике;
  • Отношение к насилию.
Да, мы собираем огромное досье на каждого главного героя! Для второстепенных персонажей тоже можно сделать как полное досье (практики ради), так и сокращённую версию.

Вернёмся к характеру твоего персонажа, к его темпераменту. Прямо сейчас ты видишь следующую таблицу:

Собственно, таблица, да.
Собственно, таблица, да.

Замечательно. Увидели, посмотрели, что-то даже поняли... Почему я решила к этому вернуться? Да потому, что многие люди не любят разделение на темпераменты, считают, что невозможно быть на 100% холериком или флегматиком, меланхоликом или сангвиником. И, да, я с этим согласна. Люди — создания сложные. Именно поэтому я предлагаю тебе смешать черты характера разных темпераментов :))

Например, взять черту характера «активный» — у холерика, «склонный к рассуждениям» — у меланхолика, «разговорчивый», «не склонный к беспокойству» — у сангвиника, «миролюбивый» — у флегматика.
Тогда получается куда более живой и настоящий образ, не так ли?

И снова к нашим пунктам для досье! Просто хочу успокоить тебя!

Тебе не обязательно заполнять всё и сразу. Это естественно, что тебе нужно время для подумать. Начни с личных данных, продолжи описанием внешности, немного отвлекись на характер, на хобби, на его жильё... Так или иначе постепенно у тебя будет складываться определённый образ и остальные пункты тоже заполнятся.

Делай всё постепенно, в том порядке, в каком тебе самому комфортно.

Думаю, на этом можно закончить. Я постаралась вложить в эту статью максимум полезной информации, но это, конечно же, далеко не всё. Я просто хочу сказать, что тебе на самом деле нечего бояться.

За тобой никто не гонится, тебе некуда торопиться. Пиши тогда, когда тебе удобно, тогда, когда тебе этого хочется. И, самое главное, умей воспринимать критику (если вдруг решишь-таки выкладывать свои работы или наброски до их завершения, да даже после него)!

Злобные комментаторы, которые всегда ищут к чему придраться, и, поверь, всегда находят, но это не повод опускать руки.

Прислушивайся к критике, но не воспринимай обидные комментарии слишком близко к сердцу, выяви причины, по которым кому-то не понравилось твоё творение и в следующий раз сделай лучше. Возможно, у тебя и вправду не получилось хорошо прописать, почему твой персонаж ведёт себя так или иначе.

Но не переусердствуй с тем, чтобы добиться одобрения, пиши то, что тебе самому интересно. Потому что это крайне важно.

Пиши то, что тебе хочется написать, доноси до людей ту мысль, которую ты хочешь донести.

И, поверь, если ты хочешь писать, то ты обязан хотя бы попробовать. Если у тебя не очень хорошо получается сейчас или получается совсем плохо, то обязательно получится потом, так как всё приходит с опытом. И это не просто глупая поговорка.

В 2014-ом году, когда я только начинала писать, я вообще практически никаких описаний не добавляла, просто прикрепляла картинку и писала, мол, вот дом — всё, дальше сплошные диалоги, сплошные действия, как пьеса, только без рифмы.

Сейчас у моих персонажей есть чувства, эмоции, переживания. Сейчас я научилась описывать то, чего не умела тогда. 9 лет практики почти без перерывов. Ты тоже научишься писать.

Мне ещё далеко до Толстого, Достоевского, Пушкина и прочих великих писателей, очень далеко. Да и не то чтобы я стремилась стать лучше них. Главное, что за эти 9 лет я стала значительно лучше, чем я сама в 2014-ом году. Значит, не напрасно всё это было.

В общем, удачи тебе в начинании!

— С любовью и уважением,
искренне твоя Валерия Гремст.

P.S. — нашла на Книге Фанфиков сборник, который, возможно, будет полезен для тебя https://ficbook.net/collections/13285739 .