В статье расскажем мнения экспертов, доказательствах насилия, системе правоохранительных органов, а также, чем помочь.
В нашей стране ввелась практика права несовершеннолетнего заявить в полицию о совершении домашнего деяния над ним. Лет 10 назад взрослые не могли представить, что это возможно. Если на ребенка поднимали руку, били ремнем, было стыдно рассказать кому-то. Однако современная жизнь диктует собственные правила. Например, в селе шестеро детей обратились в правоохранительные органы, заявив, что отец – настоятель церкви, применял в их отношении физическое и моральное насилие. Можно ли доверять рассказам несовершеннолетних, почему они готовы пойти на этот шаг – в нашем материале.
Не существует дыма без огня
Статистика утверждает, что 70% всех детских заявлений о деянии подтверждаются фактами, а 30% оказываются сочиненными. Психологи выявляют ложь определенно легко в ходе беседы. Кроме этого, специалисты используют разные методики для определения правды. К ним относится рисунок с дальнейшим рассказом. Рисунок малыша помогает взрослому увидеть то, о чем ребенок не может сказать, включая эмоции и настроение. Несовершеннолетнему с рисунком легче вести рассказ, а психологи понимают, где правда, а где выдумка.
При обращении малыша к взрослому о состоявшемся насилии последний может растеряться и не знать, как действовать. Эксперты уверенно заявляют, что реагировать стоит. Даже если малыш считается с бурной фантазией, не нужно отмахиваться и списывать все на очередную сказку. Если история о насилии- выдумка, важно разобраться. Почему несовершеннолетний пошел на этот шаг. Часто происходит из-за недостаточного внимания к малышу, потери чувства безопасности, любви.
Например, родители скандалят друг с другом, разводятся. Мир сына или дочки рушится. Он ощущает недостаток уровня защищенности. Подсознательно малыш пробует испытывать мать на эмоции, вызывая наиболее яркие. Однако в силу возраста не понимает разницы между отрицательными и положительными эмоциями.
Современный ребенок имеет доступ к интернету и видеоконтенту с раннего возраста. Он знает собственные права и как управлять родителями. Рассказ о деянии может стать местью родственнику. Здесь важно разобраться компетентным специалистам, выявить основную причину. Психологи благодаря проводимым тестам могут сказать, били или просто держали в строгости.
«Сегодня проще осудить, чем отпустить»
По каждому факту обращения в полицию о насилии над несовершеннолетним заводится дело. Если эксперты уличают малыша во лжи, дело сложно закрыть. Например, девочка, проживающая с матерью и сестрами, заявила на отчима. Позже призналась следователю, что сделала это умышленно из-за собственной обиды на мать. Однако отчиму пришлось провести 2 месяца в сизо, пока шло следствие и сейчас он остается под домашним арестом.
Адвокаты заявляют, что судьи часто пренебрегают статьей 49 Конституции РФ, которая гласит, что сомнения в виновности личности трактуются в пользу обвиняемого. Если выявляются неустранимые сомнения, виновного должны оправдать и освободить. Однако такое редко случается.
Тема насилия над детьми считается неоднозначной и скользкой в плане совершенного деяния. Ведь свидетели отсутствуют, показания дает только несовершеннолетнее лицо, которое может не осознавать в полной мере ответственность. Малыш находится часто под влиянием взрослых, старших братьев, сестер, которые могут действовать в собственных интересах. На другой чаше весов – показания обвиняемого, который себя оправдывает. Этого достаточно для возбуждения уголовного дела. В ходе дела могут не выявиться факты, кроме показаний, например, домогательство, где отсутствуют следы совершенного деяния.
Судебная система несовершенна и доказывает, что можно оклеветать взрослого человека, создать ему крупные проблемы, лишить социальной жизни на несколько лет, посадив в тюрьму.
Большое значение имеет возраст. Малыши легко поддаются уговорам значимых взрослых. То есть, старшее лицо может подговорить на обвинения. Например, женщина подговорила шестилетнюю дочь оговорить отца, что он ее домогался. Ребенок подробно рассказал специалистам, как папа ее трогал и раздевал. Позже мать заявила, что подговорила малышку, однако следствие это не убедило и супруга посадили на 14 лет.
Дети старше пяти лет манипулируют ради собственной выгоды, не осознавая полностью, что принесет ложь. Часто следствие вынуждено принять показания из-за отсутствия свидетелей, даже если ценность рассказа ставится под большое сомнение. Ведь психика ребенка лабильная, незрелая, поэтому малыша недопустимо допрашивать на уровне взрослого.
В заявления часто сложно поверить. В подобных ситуациях специалисты полагаются на проведенное следствие и суд. Однако надежда умирает последней. Суд легко убеждается в виновности человека.
После возбуждения уголовного дела следователи часто ищут доказательства деяния, ведь машина запущена. Бросить невозможно. Если оказывается, что факты сомнительные, следователь все равно передает дело в суд, считая, что там разберутся. Однако судья более зависим – ведь все факты собраны, прокуратура предоставила обвинение, работу разрушить нельзя. Снижается факт стандарта доказательной базы.
Сомнения не означают, что дела о домашнем насилии являются выдумкой несовершеннолетних лиц против родителей, эксперты еще находятся на стадии становления новой системы, законодательной базы.
Понятия домашнее насилие и нарушение личных границ введены недавно в РФ. Страна отличается патриархальными взглядами, установками общества. Часто насильственные действия воспринимаются как привычное явление. Однако, где задеты темы неприкосновенности частного лица, вызывают долгие дискуссии и разбирательства, что считается нормой, а что – уголовным деянием.