"Вы не должны разглашать сведения о шведском секретном оружии, пока они не вступят в альянс. Удалите это фото!" - такой комментарий я встретил на одном военном форуме в сети, под этой довольно интересной фотографией. Кроме "летающего" динозавра, на ней интересен и вертолет, ооочень похожий на "Чинук".
Может показаться, что снимок поддельный, я и сам так сначала подумал, но оказывается, это не так, фотография подлинная. Динозавра назвали Тайра, а на фотографии запечатлен момент перевозки экспоната из города Финспонг на территорию Парка дикой природы "Кольморден" в Швеции. Точно не удалось установить год, в источниках указывают, как 1983, так и 1984 годы.
Немного о парке и куда направлялся динозавр.
Кольморден (Kolmårdens djurpark), был открыт в 1965 году и является крупнейшим зоопарком в Скандинавии. На территории парка, в диких условиях, проживают разнообразные животные, а каждый желающий может прокатиться по его территории на специально оборудованных автомобилях или канатной дороге.
Кстати, в начале 1980-х, по парку можно было проехать на своем автомобиле. Но после несчастного случая в 1981 году, когда львы пообедали любопытным фотографом, эту практику прекратили.
На территории Кольмордена есть две американские горки, "Дельфин экспресс" и "Лесной пожар". Так вот, динозавр Тайра был установлен на подобном аттракционов, но после несчастного случая, его демонтировали и переставили в лесную часть парка (на фотографии), а позже и вовсе вывезли с территории.
Немного о вертолете
Порой его ошибочно принимают за "Чинук", но это не так. В Швеции машина носит наименование HKP 4 - Boeing Vertol 107, но она более известна, как CH-46 Sea Knight. У "Морского рыцаря" три стойки шасси, а у "Чинука" четыре, да и вообще он больше и гораздо мощнее, чем "Sea Knight". Компания Boeing Vertol прекратила производство 107 модели в феврале 1971 года, а дальнейшим производством занялась японская фирма Kawasaki.
Первые партии "Sea Knight" стали поступать в шведскую армию в 1963 году, и к концу года их парк насчитывал 13 машин. 10 единиц в ВВС, под обозначением HKP 4A, предназначались для транспортных и спасательных работ, и 3 в ВМФ, именовались HKP 4B, и использовались в основном для противолодочной обороны и спасении на море. В 1970 году, для замены потерянной в несчастном случае машины, был куплен подержанный "Рыцарь" и самостоятельно доработан в соответствии со стандартом HKP 4B. В 1973 году было приобретено еще восемь вертолетов модификации 4C, на этот раз японской сборки.
Внешний вид HKP C несколько отличался от вариантов A и B. К него была другая форма хвостовой части, а спасательная лебедка располагалась с правой стороны фюзеляжа. Экипажи флотских вертолетов состояли из двух летчиков, механика (он же оператор лебедки), оператор гидрофона (он же по совместительству лебедочник) и наблюдателя. Лебедчиков, обычно, набирали из числа пловцов-спасателей. Для выполнения противолодочных задач HKP 4 оснащался глубинными бомбами, торпедами, радаром и гидрофоном. В HKP 4 могло разместиться 15 носилок и медицинское оборудование. В качестве альтернативы, вертолет мог перевозить 26 полностью экипированных солдат. Довольно часто, эти машины использовали для тушения лесных пожаров.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Со временем, на всех машинах были заменены оригинальные двигатели, на более мощные Rolls Royce Gnome H 1400-1, каждый мощностью по 1400 л.с.
В середине 1980-х годов HKP 4 стали выводить с вооружения, его заменил Eurocopter AS332 Super Puma. Вертолеты от "Кавасаки", продолжали эксплуатироваться до 2011 года, их заменили UH-60 Black Hawk и NHI NH90.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!