НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АО «РС-БАЛТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА АО «РС-БАЛТ». 18+
Разговоры о возможном снижении роли доллара в мировой экономике ведут не только в России. В западных СМИ появляется все больше публикаций, посвященных формированию ведущими державами новых политических и финансовых блоков, что сопровождается отказом от прежней модели глобализации, в которой доллар занимал доминирующее положение.
Одним из первых о том, что в ближайшее десятилетие доллар может перестать играть ведущую роль в международных расчетах, начал предупреждать профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Теперь эта точка зрения становится все более распространенной, причем заметную роль в этом сыграл российско-украинский конфликт.
О том, что решение США заморозить валютные резервы России в ответ на начало СВО стало катализатором ускорения дедолларизации, поскольку американская валюта превратилась в политический инструмент, говорит Марк Тинкер из ToscaFund Hong Kong. В свою очередь, обозреватель французской газеты Le Figaro Рено Жирар отмечает, что «американцы, превратив свою валюту в орудие политического давления на другие государства, сами того не желая, запустили всемирное движение за свержение короля-доллара». Полная дедолларизация, по его прогнозу, «не произойдет в одночасье, но это явно необратимое движение».
В свой театрально-алармистской манере на эту же тему в конце минувшей недели высказался экс-президент США Дональд Трамп. По его словам, возможный крах американского доллара в качестве резервной валюты грозит Соединенным Штатам крупнейшим поражением за последние два столетия. «Это было немыслимо еще несколько лет назад, но сейчас происходит на наших глазах», — заявил бывший глава Белого дома.
Почти одновременно с Трампом о своем неприятии нынешнего положения дел заявил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он выступил против доминирования доллара в международной торговле, предложив развивать ее в национальных валютах и создавать новые финансовые инструменты.
«Каждый вечер я задаю себе вопрос: почему все страны должны быть привязаны к доллару в торговле? Почему мы не можем делать это в привязке к нашим валютам?» — цитирует ТАСС его заявление в ходе мероприятия в штаб-квартире Нового банка развития (Банка БРИКС), отмечая, что это вызвало овации зала.
При этом в качестве возможного торгового инструмента Лула да Силва предложил подумать над альтернативой доллару при расчетах между странами — участниками объединения БРИКС, в которое входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Чуть больше года назад Россия объявила, что отказывается принимать доллары и евро за поставляемый в недружественные страны газ и переходит на оплату в рублях.
В 2022 году страны — участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) договорились о постепенном переходе в расчетах между собой на национальные валюты. Также в конце прошлого года сообщалось о подготовке к переходу в расчетах на национальные валюты в торговле России и Индии. Что касается Китая, то премьер-министр Михаил Мишустин сообщал о том, что порядка половины оборота РФ и КНР уже происходит в рублях и юанях.
Стоит также напомнить, что премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим во время недавнего официального визита в Китай предложил создать Азиатский валютный фонд, который бы стал региональной альтернативой МВФ. Свое предложение он озвучил лидеру КНР Си Цзиньпину, и, по его словам, председатель Си «поприветствовал его обсуждение» (подробнее об этом читайте в статье «Китай готов к атаке на доллар и МВФ»).
Михаил Макаров