В первую очередь хотим заметить что данный кризис в своей начальной фазе оказался менее серьёзным, чем «Ковидный кризис» 20го года. В ковидный кризис интеграторы ГЛОНАСС мониторинга столкнулись с большой дебиторской задолженностью, потому что многие логистические и строительные бизнесы замерли, вследствие чего интеграторы получили кассовые разрывы, падение выручки в этот период было от 30% в среднем по рынку. Проблемой стала невозможность быстро получить кредиты, чтобы перекрыть эти проблемы. А вот кризис 2022 года уже характеризовался рядом проблем.
Курс валют и накопленные проблемы
В начале года из-за скачков курса валют и накопленных проблем (ещё в ковидную эру) с дефицитом полупроводников — была нехватка трекеров, цены на них сильно подскочили (т.к. многие комплектующие трекеров в России не производятся). Пережить этот момент нашей компании помогло наличие 4х месячного запаса трекеров, что позволило нам не поднимать цены и дотянуть до создания новых логистических путей получения оборудования и падение курса валют даже ниже начала года, хотя конечная закупочная цена все равно выросла вследствие усложнения всей цепочки закупки товара.
Уход иностранных компаний
Большим ударом для рынка ГЛОНАСС мониторинга вообще и интеграторского бизнеса в частности был уход иностранных IT-компаний с российского рынка. Ушёл и лидер рынка ПО ГЛОНАСС мониторинга — компания «Gurtam», со своим продуктом «Wialon». Он занимал 40 процентов российского рынка, это заставило интеграторов к быстрому поиску альтернативы на российском рынке и переводу своих клиентов на эти новые платформы. Такой быстрый переход привёл к проблемам переписывания всех интеграций для этих платформ, что является большим фронтом работы. Для российских платформ такой быстрый рост стал большой проблемой, их инфраструктура не была к этому готова (рост нагрузки в несколько раз). Хочу отметить что к концу года эти компании смогли успешно адаптироваться и к этим новым нагрузкам.
Уход иностранных IT - компаний затронул внутреннюю инфраструктуру многих интеграторов. Например, компания «Amazon» предоставляли серверные мощности, а также сервисы «Google Business». Уход Google кардинально поменял рынок маркетинга в России, была потеряна возможность рекламироваться в поиске системы, а эта площадка имела значительную долю трафика на российском рынке (особенно мобильного), это сильно удорожало стоимость привлечения клиентов.
Российские аналоги практически ни в чем не уступают программному обеспечению западных компаний, основная проблема — это огромное количество труда по переносу бизнес процессов на эти платформы. Большим плюсом стало то, что основные системы CRM и ERP это AMOCRM, Bitrix и 1С имеют российское происхождение.
Дополнительные проблемы
Большой проблемой стал отъезд программистов и других сотрудников за границу, что привело и так нагруженную систему работать в режиме перегрузки, пока не была найдена замена этим кадрам. На конец года нагрузка уже выровнена. Нашей компании сильно помогло что процессы найма обучения и введения в должность были выстроены до кризиса и мы смогли быстро нанять и адаптировать новых сотрудников, спасибо за это регулярному менеджменту.
Не маловажным фактором в этом кризисе стало падение платёжеспособности и изменение паттерна поведения потребления населения. Потребление стало носить сберегающий характер, что приводит к падению темпов роста бизнеса наших клиентов. Из хорошего — мы видим что существующая база наших клиентов к концу года стала более активно как обновлять свой автопарк, так и покупать дополнительные авто, а вот количество новых клиентов стало в несколько раз меньше и пока не восстановилось.
Подведём итоги
По итогу — несмотря на все эти вызовы и трудности которые коснулись как интеграторов, так и бизнесы их клиентов. По объективным критериям мы наблюдаем что адаптация происходит и массового коллапса не произошло. Сильные удары по рынку уже купированы.
Если вас заинтересовала установка GPS/ГЛОНАСС, то можете рассчитать стоимость на вашу технику, а также получить подробную презентацию!
Наш сайт - https://glonassgps.biz/