Читайте статьи из подборки "еврейский закон": взгляд иудаизма на разные аспекты жизни.
Вопрос: В обществе с ограниченной ответственностью я являюсь генеральным партнером (имею особые полномочия и ответственность). Все партнеры в нашей фирме являются евреями. Чтобы облегчить приобретение недвижимости, некоторые из нас одолжили деньги собственной компании (у нас есть право делать это, исходя из рыночной процентной ставки, или же инвестируя в основной капитал) без оформления «этер иска». Необходимо ли прибегать к «этер иска» при кредитовании ООО, и если да, можем мы сделать «этер иска» сейчас?
Ответ: Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше» «Йорэ Деа» 2.63) определил, что запрет «рибит» (запрет кредитования под проценты) нарушается лишь в том случае, когда есть полноправный заемщик, взявший на себя личные обязательства по выплате долга, и кроме того имеющий право отдавать свои активы в залог. В ООО (а также в АО) ни один человек не обязан платить лично по обязательствам компании — лишь некое аморфное юридическое лицо должно расплачиваться по кредитам, и это его активы, в случае необходимости, изымаются в целях погашения кредита. И несмотря на то, что принадлежащее евреям ООО не может брать процент с евреев, сами евреи, согласно раву Файнштейну, могут получать процент с компании, которую они кредитуют.
Не все законоучителя приняли мнение рава Моше, поскольку его подход, при всей своей логичности, представляет собой новое облегчение в законе. Тем не менее, многие согласны, что с точки зрения закона Торы он прав: мнение рава Файнштейна рассматривается как легитимное, и на него можно положиться («Торат рибит» 17.52-54; «Законы рибита» 105). Как правило, рекомендуется (см. там же) использовать «этер иска» при одалживании денег компании, которая принадлежит евреям (все израильские банки имеют «этер иска»), поскольку это превращает кредитование в инвестицию (в которой возврат денег не гарантирован, и при этом, в основе своей, связан с успехом получателя денег).
Тем не менее, в применении «этер иска» Вы столкнетесь с рядом трудностей. Во-первых, то, что у Вас не было «этер иска» во время предоставления кредита, это проблема; Ваши деньги теперь являются кредитом, а не инвестицией, поэтому их возврат, в котором Вы заинтересованы, представляет собой процент. Вы можете перестроить процесс и превратить деньги в инвестицию «иска». Лучше всего вернуть деньги, а затем снова вложить их с помощью «этер иска» («Законы рибита» стр. 404). Партнеры-кредиторы и компания могут сделать «киньян судар» для передачи активов кредиторам вместо выплаты кредита, а затем вернуть их компании, уже в качестве «иска» (там же; «Торат рибит» 16.28-29; «Брит Йеуда» 40.23).
Вторая проблема состоит в том, что «этер иска» не может исправить ситуацию задним числом. Поэтому Вы не можете получать прибыль от вложенных денег до того, как прибегнете к «этер иска». А это означает потерю уже запланированной прибыли, сумма которой может быть весьма внушительной. Некоторые законоучителя разрешают поднять ставку возврата по «этер иска», которая может меняться в определенных пределах («Нетивот Шалом», «Этер иска» 25), но лишь в том случае, когда не является очевидным, что это сделано для восполнения потерянных ранее процентов. Но Вы пишете, что ожидаете получить только общепринятый, рыночный процент, поэтому не представляется возможным повысить ставку, как с практической, так и с алахической точки зрения.
Наконец, механизмы «этер иска», как мне представляется, в Вашем случае вообще не могут быть применены во всей их полноте. В случае «иска» получатель денег не может обещать инвестору что тот заработает — деньги, которые получает (или не получает) инвестор, зависят от того, была ли прибыль, и какова она. Причина, по которой прогнозируемые выплаты обычно действительно выплачиваются, состоит в том, что получатель «иска», если он хочет заплатить инвестору меньше, должен подтвердить отсутствие прибыли клятвой или привести свидетелей, которые это подтвердят. Другими словами, мы предполагаем прибыль. Многие законоучителя (см. «Торат рибит» 27.11) считают, что этот принцип вообще не применим в ситуации, когда в роли инвестора выступает тот, кто является партнером в этой самой компании, потому что такой инвестор знает, если полученная компанией прибыль была недостаточной, и поэтому он не может требовать доказательств того, что он и так знает. Следовательно, получая ту прибыль, которую он планировал получить, но сумма которой при этом не оправдана, инвестор нарушает запрет взимать проценты. И хотя некоторые авторитеты облегчают в этом вопросе (там же, 24), тем не менее, устрожение представляется вполне логичным. Вы можете сделать договор «этер иска» и применять его в случаях, когда прибыль есть. Поймите, что Вам предстоит принять на себя риски убытков, о которых Вы будете осведомлены. Как «этер иска» вообще может помочь в этом случае? Польза от «этер иска» возникает в ситуации, когда очевидно, что есть прибыль, но ее трудно оценить, и тогда начинает работать «этер иска», четко фиксируя предполагаемые суммы выплат.
Таким образом, легитимным решением будет положиться на мнение рава Файнштейна и ни о чем не беспокоиться. Если Вы хотите сделать «этер иска», Вы можете сделать такой договор, но там, где прибыли не было, применимость «иски» сомнительна, и «иска», вероятно, не позволяет извлечь прибыль из сделанных прежде вкладов. Вы можете просто закончить этот кредит, а с этого момента и далее инвестировать в основной капитал Вашей фирмы.
Автор: Рав Даниэль МАНН Раввин института «Эрец Хемда»
Переводчик: Гавриэль Фельдман.
[Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 52].