Найти тему
Ловушка для фотонов

Мотивация и уникальность в фотографии – информационное безумие

Ну, для начала о мотивации. Все фотографы разные, однако между ними много общего. Какой бы жанр они не предпочитали, делают ли они свою работу ради публичного признания или ради себя, не важно - у них есть некая мотивация снимать. У кого-то эта мотивация заключается в адреналине и минутном восторге, которые фотограф получит от безумного удачного кадра, у кого-то мотивация получить большую отдачу в социальных сетях. Человек который начал заниматься фотографией испытывает примерно несколько таких этапов:

1) Восторг от камеры в руках
2) Снимать всё и вся, для соц. сетей и не только. Берёт чужие пресеты, смотрит видосики на ютубе по обработке
3) Покупка первого не китового объектива - зачастую это светосильный портретник
4) Съёмка всех своих друзей, восторг с их стороны
5) Вступление в различные фотосообщества, общение с другими фотографами (при этом зачастую человеку не интересен процесс реального обучения с многочасовыми затратами времени, экспериментами)
6) Покупка ещё какого-нибудь объектива, ещё капля восторга (но не как в первый раз)
7) Первые удачные по его мнению, а может и впрямь удачные кадры - начинает ими делиться со всеми подряд
8) И тут бац - он натыкается на критику, троллей
9) Судорожно ищет причины, по которым его снимок не кажется невероятно крутым либо дяде Васе из соседнего подъезда, либо его другу, либо фотографу с сетом за пол миллиона рублей
10) Приходит к выводу что его техника полный отстой, начинает смотреть миллиарды обзоров на что-то подороже, пофуллфреймовей, подороже и покрасивше - теряет мотивацию что-либо снимать на ту технику, которая у него есть, впадает в агонию/депрессию/подавленное состояние, пытается понять где бы ему взять тысяч 200 на новый комплект техники, начинает покупать объективы чаще чем выходит на съёмки

Узнали себя?) Ничего. Это нормально. Так в чём же действительно дело?

Критика и самовосприятие

Сейчас такое время - необходимо разбираться в психологии, хотя бы в её азах. Психология поможет быть счастливым или хотя бы быстрее сбрасывать с себя уныние. Уныние есть основа регресса. Какому человеку не предложи фотосессию - если он не модель, скорее всего он откажется, будет стесняться, посчитает себя не фотогеничным. Однозначно есть нефотогеничные люди, но это ничего не меняет. К каждому индивидуму нужен свой подход. Также и в фотографии: "я новичок", "мои снимки плохие", "у меня объектив фиговый", "я не могу снимать за деньги, у меня опыта нет". Хватит ныть! Вернее, разберитесь в том, почему вам хочется ныть. Есть в этом мире два типа людей: активные и пассивные. В зависимости от того какой человек, у него будет совершенно разный подход к обучению, к восприятию себя, своего творчества, к восприятию внешнего мира. Можно ли развернуть себя на 180 градусов и идти вперёд, а не скатываться в яму уныния? Конечно можно! Для этого не надо рождаться в богатой семье, иметь талант - достаточно просто осознать что так мол и так, проблема не в моей технике, не в моих навыках, а в моём восприятии себя и этой ситуации.

Сальвадор Дали и его мировосприятие

«Это был необыкновенный человек, – вспоминал Пьер Аржилле. – По существу, малоизвестный широкой публике, которая судила о нем по его картинам и эксцентричному поведению. В близком же общении Дали был простым, обаятельным, с ним легко дружилось и работалось. В отличие от других художников, с которыми я сотрудничал, с Дали у меня никогда не возникало сложностей при доработке его гравюр.

Мир часто судил о Дали по тому, что читал о нем в газетах и журналах. А те зачастую давали представление о нем как о, мягко говоря, странном человеке.

Но это же совершенно неверно. В противоположность тому, что можно было бы о нем подумать, если судить по публикациям в прессе, Дали являлся человеком мыслящим, скрупулезно и долго работавшим над своими картинами. Он обладал большим запасом терпения и мог провести целый день, выписывая на холсте какую-нибудь деталь. У Дали был вкус к работе, причем к упорной, и желание придать ей завершенность, что, на мой взгляд, отличает его от многих современных художников. Дали был великим тружеником…»

Прервем рассказ Аржилле и процитируем самого Дали: «Если бы я не работал, что бы я делал здесь, на земле? Скучал бы, как устрица. Поэтому я терпеть не могу устриц».

«Он много читал, был очень образован. И далеко не поверхностен, а ведь именно таким его представляют газеты, – продолжал свои воспоминания Пьер Аржилле. – Ему доставляло удовольствие подпитывать журналистов курьезами, дразнить, ошеломлять их. Принято считать, что это, дескать, Дали искал себе рекламу. На самом же деле репортеры постоянно охотились за ним, выискивая его повсюду. Они караулили его, где бы он ни находился – в Испании, в Париже, в Америке. Когда я к нему приходил в гости или же по издательским делам, всегда сталкивался в лифте или в подъезде дома с людьми, вооруженными фотоаппаратами, теле- и кинокамерами, магнитофонами. Они ждали от мастера новых высказываний, неожиданных реплик.

Многие поверхностно знавшие его люди считали, что он сноб. Это не так. Вообще надо различать, каким казался Дали и каким был в действительности. Он играл роль безумца, на самом же деле был человеком глубоким, думавшим – особенно о проблемах метафизики, о смерти. Он постоянно и много читал. Немногие знали его с этой стороны. Это был человек высокой культуры, прекрасно знавший литературу, особенно поэзию. Недаром им созданы великолепные иллюстрации к стихам Ронсара, Аполлинера, к «Фаусту».

Он был человеком живым, веселым и отличался стопроцентной честностью. Он всегда говорил только то, что думал, хотя это порой производило на окружающих странное впечатление, даже эпатировало их. Но ему не было дела до их мнения. Для меня это является образцом свободы. Был он прав или нет – он говорил то, что думал. Должен особенно подчеркнуть: художник не был злым. Напротив, я его помню предельно доброжелательным и незлопамятным. Злые люди глупы. У него на злобу не было даже времени – он всю жизнь проработал, работал много и легко. Знаете, без труда, без огромного труда нельзя достичь того уровня, которого добился Дали. Он писал что хотел и как хотел, и это доставляло ему удовольствие. Бывают живописцы, работающие тяжело, туго, и картины у них получаются вымученные. У Дали всегда было миллион идей, он ими сыпал как из рога изобилия. Мне самому с ним было легко, весело и приятно работать, это даже не было похоже на труд, одно сплошное удовольствие…»

Как видите, Дали был честен, делал то, что ему нравилось, говорил так, как считал на самом деле, был всегда позитивен, умел найти общий язык с людьми, не зацикливался на критике. А главное - он умел учиться, познавать мир снова и снова.

К чему это?

Да к тому что общество делится на несколько слоёв. Основной слой, так называемая простая "масса", далеко не всегда обладает эмпатией, далеко не всегда может поддержать и искренне порадоваться за вас. "Масса" старателей, коллег-фотографов с таким же зачастую небольшим опытом, будет неправильно давать рецензии на ваши работы, не будет принимать ваше видение и вашу точку зрения, она будет пытаться самоутвердиться за счёт того что раскритиковала вас. Такая отдача приводит не к прогрессу, а к впадению в уныние. То есть вы получаете критику - в силу неправильного её восприятия и слабого анализа принимаете её близко к сердцу - начинаете "тильтовать", унывать. В подавленном состоянии ваш мозг начнёт думать не туда и делать неправильные выводы. Вместо экспериментов со светом и выдержкой вы побежите покупать себе объектив который посветосильнее, потом разочаруетесь ещё сильнее. Почему? Не знаю, мозг так у человека устроен.

Критику обязательно надо слушать, читать и анализировать. Безусловно есть ситуации в которых без такого то объектива или без такой-то характеристики снять не получится.
Чужое мнение есть чужое мнение - ваша задача взять из него максимум полезной информации.

Почему я пишу эту статью? На что рассчитываю?

Вчера посетил небезызвестный фото-форум "Nature Photo Talk 2023".

Там было представлено очень много дорогой, топовой техники. Я с удовольствием пожмякал кнопочки на легендарной r5, покрутил кинообъективы, пощёлкал по 40 кадров в секунду, рассмотрел лицо друга сквозь объектив 200 мм f2.0, насладился блеском беззеркальных матриц Sony. Удобно, красиво, быстро? КОНЕЧНО! Но?... Я понял что могу снимать на свой кропнутый сапог (жаргон - Canon) с неменьшим удовольствием. Да на r5/r3 экран видоискателя как в топовом кинотеатре, но если конечной целью является получить снимок от которого будет переть - достаточно и кропнутой зеркалки :)

ЭТО ПРАВДА! Если ты, уважаемый читатель из тех кто читает это и готов закрыть эту статью со словами "ну и бредятина" - уверяю, тебе стоит прислушаться к моим словам. Такие статьи не один я пишу, их сотни, но люди не хотят читать, потому что им это не нравится 😶‍🌫️

На что я рассчитываю? Ни на что, просто документирую свой процесс развития. Если кто-то прочитает этот материал и преисполнится в своём познании, я буду рад тому, что принёс кому-то пользу. Почему я использую так много раз слово "уныние"? Потому что уныние - один из семи библейских грехов, что ещё раз доказывает, как давно люди поняли (может и интуитивно, но поняли) что воспринимать ситуацию можно по разному, а депрессивное настроение никогда не приводит ни к чему хорошему. Не смотря на то что я атеист, читая различные святые писания там есть что почерпнуть)

Так вот....

Уровень вашей мотивированности будет влиять на качество и удовольствие получаемых вами кадров, а вы в свою очередь можете влиять на уровень своей мотивированности. Посмотрите что снимают на плёнку, на пинхоллы! Да там безумцы снимают на консервные банки и радуются интересным результатам. Хватит пытаться найти причину в вашем оборудовании, ему тоже обидно между прочим.

Погоня за уникальностью и не "серыми" снимками

Всё вокруг отснято по миллиону раз. Фотографов всё больше, время идёт, уникальный снимок получить всё труднее. Есть даже примеры, когда проводилось исследование фотографий на уникальность: как оказалось, даже фотографы с огромными бюджетам, снимающие пейзажи могли снять одно и то же место по нескольку десятков раз. Что уж там говорить о Москве-сити или иных туристических местах. Достаточно даже просто взглянуть на карту от 35awards: посмотрите на красную площадь и на Москву-сити. И это лишь малый процент фотографий от активных пользователей форума.

-2

Такая статистика не может радовать :(

Что греха таить, каждый, я в том числе сам искал локации Москвы в интернете и снимал их в след за тысячами других фотографов. Стоит ли гнаться за уникальностью?

Да, стоит. Это следующий уровень сложности в этой и без того непростой игре.

Как делать обычные снимки в обычных приевшихся локациях уникальными? Я дам совет, своё видение. По правде сказать на данном этапе я сам не сильно в этом продвинулся, но думаю что решать будет композиция, цветокоррекция и идея. А также подвижные объекты.

Мне кажется (вернее, я уверен), что свою уникальность внесёт игра с композицией - возьми, сними сбоку, от земли, из-за укрытия, от лужи, сделай блик. Меняй цвета, перекрашивай небо в фотошопе, устрой полную шизофрению и сломай восприятие зрителю. Подвижные объекты или люди (ну, например портрет на фоне..) могут изменить фотографию до невероятности. Зависит от попавшего в кадр человека, объекта, образа. Можно и нужно придавать фотографии другой вид. Можно снять на очень длинную выдержку с закрытой диафрагмой и поймать парочку дифракций от фонарей. Можно попробовать поймать птицу в кадре.

Касательно других жанров - куда интереснее дело обстоит с портретной съёмкой. Идентичных людей очень мало. Можно разукрасить свою модель, сменить ей образ, снять в разных местах с разным светом. Можно снимать натюрморты! Это основа у художников. Натюрморты можно делать тоже, в разных стилях и локациях. Это может быть такой натюрморт, что в целом и не поймёшь что это натюрморт. Я имею ввиду собирать композицию из предметов которые совершенно для этого не предназначены. Мешай краски, бей стекло, рви газеты, посыпь этим модель, поставь свет - снимок получится уникальным. Наверное в композиционном смысле можно проявить настоящее безумие.

Сходите в музей или в вуз где учат искусству

Именно в таких местах творится творческое безумие, на которое способны не все. Далеко не все. Нет правил съёмки на таком уровне. Если говорить о фотоконкурсах - моё мнение такого, что они либо начнут в ближайшее время выбирать уникальные снимки, либо такие, где очень удачно поймам необычный момент. Именно поэтому важна не камера а ваше воображение, опыт и момент. Чем дороже камера, тем выше будет шанс что она будет попадать в руки к тем кто действительно постоянно снимает коммерцию или однотипные задачи, не связанные с творчеством. Уникальность фотографии - это боль вашей аудитории, ей требуется чтобы фотография была необычной, сюрреалистичной и вызывающей. Тогда вы получите желаемый отклик от неё, больше восторга. Конечно, зависит от аудитории, и критики будет ничуть не меньше.

Снимать можно всё. И гнаться за сюрром/необычностью, и снимать нечто банальное но красивое. И некрасивое тоже снимать можно. Тут вам надо вынести лишь ту мысль, что всё зависит от вас и вашего воображения, станьте художником который готов безумствовать, перешагните классические правила поставленные амбассадорами и профессионалами. Возможно именно в этом вы найдёте себя.

Благодарю за прочтение этой статьи. Если вы осилили её полностью, я правда польщён. Пойду сам что-нибудь снимать

-3