Мы часто слышим выражение «социализация собаки». Все ли правильно понимают о чём идёт речь? Часто владельцы собак рассматривают это понятие как дрессированная собака, которая хорошо вписывается в наш социум. Это поверхностное суждение ведёт ко многим недопониманиям и, как следствие, ошибкам в воспитании и дрессировке. Адекватное, нормальное, хорошее поведение собаки в обществе - это совокупность щенячьей социализации + адаптации + научения.
Сейчас будет немного нудновато, но именно эта важная информация даст понимание о социальных этапах развития щенка.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это сложный поэтапный процесс формирования личности щенка сопряженный с окружающим его миром. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки. Базируется это всё на врождённых программах поведения, в которые встраиваются приобретённые новые рефлексы и постепенно доводятся до совершенства. Щенок улавливает основные закономерности и причинно-следственные связи окружающего мира.
Кратко и понятно изложили в своих работах периоды социализации щенков М. Н. Соцкая и Е. Н. Мычко. Рассмотрев первый этап для щенка как понимание «МЫ», второй -«Я» и третий - как «ОНИ».
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
- 1 этап социализации - от 2 до 8 недель с момента рождения.
Одно из важнейших событий в этом возрасте - это импринтинг (запечатление). Запечатляется образ матери, как своего вида, и (это особенность собак) образ человека-партнёра. Именно это запечатление позволяет в дальнейшем воспринимать человека как старшего соплеменника. Щенок, который не видел своей матери и вскармливался человеком, будет скорее воспринимать себя человеком, позже испытывать трудности и нежелание общаться с другими собаками.
В течении этого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запомнит как выглядит его вид, он открыт окружающему миру и у него формируется игровой и исследовательский интерес. Щенки держатся и играют общей кучкой. Активность в познавании окружающей среды настолько велика, что нервная система быстро устаёт, но и столь же быстро восстанавливается.
Маленький щенок, занятый трёпкой игрушки быстро переключается на игру с однопомётниками, тут же бросается куда-то бежать, попутно что-то погрызёт (например ножку стула) и , буквально на ходу, где сморило, там и уснул. Короткий сон сменяется очередным всплеском активности.
(в моём профиле, в подборках, можно посмотреть видеоролики поведения щенков в этом возрасте)
Формирование «МЫ» зависит не только от внутренней готовности, но и от внешних факторов. Так бездомные щенки, не запечатлевшие образ человека, будут с опаской и недоверием относиться к людям. В запущенных случаях это приводит к вторичному одичанию.
Если надо проанализировать генетический материал, то этот период самый подходящий для тестирования. Образно говоря, мы проверяем «качество бумаги и чернил, а не смысл написанного».
- 2 этап социализации приходится на возраст примерно от 1,5 до 5 месяцев.
Щенок начинает выделять себя, приобретает своё «Я». Возрастает активность и самостоятельность. Однопомётники уже не стараются держаться все вместе. Щенок изучает возможности своего тела, окружающие предметы и явления. Игры становятся более сложными и разнообразными, с соревновательным характером, часто переходящие в борьбу и даже драки.
Это самый хлопотный для владельцев период. Щенок постоянно куда-то лезет, грызёт, прыгает, на прогулке не слышит и не видит хозяина. Готов знакомиться, прыгать на каждого встречного человека, играть с каждой встречной собакой. Многие хозяева, именно в этот период, наказывая за такие действия щенка, наносят непоправимый ущерб психике.
Щенок не слушается не потому, что не подчиняется, просто его нервная система ещё не готова, процессы возбуждения и торможения ещё не сбалансированы и отсутствует умение держать внимание на нескольких объектах. Исследовательское поведение держит его внимание на новом, неизведанном объекте. И щенок действительно не слышит хозяина. Наказания здесь бессмысленны. Никто из взрослых собак не наказывает за подобные действия щенков. В стае щенка накажут за создание угрозы, или же за шум и беспардонное привлечение к себе внимания. Более того, щенок, оказавшись в одиночестве, получит от незнакомой чужой собаки некий минимум внимания, о нем позаботятся и будут кормить. Это свойственно только высокосоциальным видам животных.
Буквально недавно наблюдала, как выкинутого в посёлке маленького щенка приняла местная дворовая стая. Делилась с ним едой. Спали в одной куче. А он заглядывал в глаза и бежал за каждым проходящим человеком в надежде, что вот он -хозяин. Но хозяин так и не нашёлся. Щенок перезимовал, вырос, окреп. Стая стала сильнее. Но это так, лирическое отступление. Вернёмся к теме.
Для щенка не существует понятия ценности вещей, угрозы чужих собак, отвращения от тухляшек. И постоянное наказание, жёсткие пресечения нежелательного поведения приведут прямо к противоположному эффекту. Щенок послушнее не станет, он будет скованнее, начнёт бояться и , в конечном итоге, может просто сбежать.
Лучше переключать внимание щенка, отвлечь от запретного громким веселым голосом, за которым следует игра или вкусняшка.
Ваша основная задача в этот период стать для щенка интересней чем всё вокруг. Я даю щенкам удовлетворять своё любопытство: нюхать, пробовать траву, ветку, копать, знакомиться с людьми на улице (при обоюдном желании), но постоянно переключаю на себя. На прогулку выходим голодными и с игрушкой в кармане. Для переключения щенок должен хорошо реагировать на имя и уметь играть с хозяином. Учимся этому дома.
- 3 этап социализации примерно с 6 и до 10 месяцев. Этот период попутно связан с половым созреванием. В это время чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, дружественные контакты становятся ограничены, для новых нужны особые условия.
Суть третьего периода в том, что идёт разделение «СВОИ» и «ЧУЖИЕ», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ».
Этот этап социализации собаки является завершающим.
Поскольку, в результате запечатления, собака воспринимает человека как высшего представителя своего вида, то и людей, в ходе последнего этапа социализации, она будет разделять на своих и чужих.
Существует так же понятие социальной депривации - ограничение социальных контактов. Когда радивые хозяева боятся инфекций, травм, карантинного периода и у щенка нет контакта с себе подобными. На 2 этапе социализации щенок учится общаться с другими собаками. Если он не имеет такой возможности, в более позднем возрасте щенок начинает избегать других собак, их действия ему не понятны. Это ведёт к нарушению правильного полового поведения. Депривация более поздних периодов не столь значима и может быть компенсирована, если до этого у щенка были нормальные социальные контакты. В домашних условия депривант отличается лишь повышенной нервозностью, которая иногда оборачивается вспышками не мотивированной на первый взгляд агрессии.
Участие человека на всех этапах социализации бесценно, потому, что именно человек вводит и прививает малышу общественные правила и порядки. Именно хозяин определяет ЧТО привить, с учётом породы, специфики высшей нервной деятельности (ВНД) щенка и его предназначения в дальнейшей жизни.
Так, например, сначала мы приучаем к поводку, к движению среди людей, других животных, пешеходным переходам, лифтам, лестницам, шуму, разнообразным звукам. В начальной дрессировке необходимо учитывать период «бананы в ушах». Занятия надо начинать в спокойной привычной обстановке, когда щенок максимально готов к взаимодействию. На этом этапе делается все на позитиве и только с положительным подкреплением.
Если у вас в планах заниматься защитой, то будет грубой ошибкой специально злить щенка в первый период или заниматься на агрессии во второй период социализации. Даже если вам, по определенным причинам, нужен злобный пёс, до завершения стадии понимания «ОНИ»-«ЧУЖИЕ», то есть до полной социализации, этого делать нельзя. Ведь определенно, помимо свирепости, вы хотите управляемую и уверенную в себе собаку.
В заключении сделаю акцент на том, что получив даже самый хороший генетический материал по ВНД, можно легко испортить его своими неправильными действиями.
с уважением, Л. Казакова