Они встречали День Победы втроем - Настасья Тимофеевна, Варвара и ее сынок Василий, родившийся в октябре 1944 года.
Васенька родился уже в Ленинграде, когда уволившиеся с завода Настасья Тимофеевна и Варя приехали в город. Квартира Настасьи, в которой были две просторные комнаты, чудом уцелела, только вот разграблена она была.
- Но ничего, все наживное, главное, что крыша есть над головой, а остальное приложится. Я же еще кое-что сберегла, не все у этого спекулянта еврея обменяла. Продадим, купим кое-что из мебели.
Варя устроилась нянечкой в детскую больницу, а Настасья пошла работать бухгалтером в домоуправление.
Город постепенно оживал, люди возвращались, строились и возводились новые сооружения. И когда по радио услышали благую весть, все высыпали на улицу и обнимали друг друга, даже незнакомые люди. Тогда все были как одна семья, ведь ленинградцам досталось за эти годы...
В конце мая Настасья Тимофеевна и Варя пошли на кладбище, каждый к своим - пожилая женщина к мужу и трем сыновьям, а Варя к родителям и детям. Убрав пожухлую траву, положив по два тюльпанчика на каждый холмик, Варя с сыном на руках пошла к выходу, где они с Настасьей договорились встретиться. И вдруг она увидела мужчину в форме, у которого была слишком знакомая походка. Прижав сына к себе, Варя испугалась - ей мерещится. Господи.. Что же делать? Она перекрестилась, но не могла и шагу сделать, а человек все приближался и вскоре подошел.
- Матвей... - нет, это не призрак.. Это был ее муж, живой и невридимый.
- Варя!- он сделал несколько шагов и вдруг остановился, глядя на ребенка.- Кто это?
- Это Вася...
Тут подошла Настасья Тимофеевна, которая не дождалась Варю у выхода и, увидев мужчину, подошла и забрала Васеньку из ее рук.
Варя подошла к мужу и бросилась в его объятия. Знакомый родной запах, он живой...
- Родная моя.. Я только приехал. Увидел, что нашего дома нет, соседи мне все рассказали про Машеньку и Ванечку, - он смахнул слезы с щеки. - Я пришел сюда, к ним и к родителям, а потом решил начать искать тебя. А ты здесь...
- Я у мамы Насти живу. Пойдем к ней.
Они в обнимку дошли до дороги, затем сели на трамвай, все это время Настасья Тимофеевна держала маленького Васю на руках, а Варя думала, как сказать Матвею, откуда у нее сын.
Только они вошли в квартиру, Матвей сам сделал предположение.
- Ребенок осиротел и ты его взяла?
Она могла бы соврать, все скрыть, но не смогла. Покачав головой, Варя ответила:
- Нет, это мой сын.
Матвей посмотрел на нее с болью и молчал, а Варя, присев на стул, все ему рассказала. Про похоронку, про то, как ее практически едва живую вывезли из Ленинграда, как она пыталась жить заново, про Алексея и несостоявшийся брак.
- Я думала, ты погиб..
- И поспешила замуж.
- Через два года, Матвей, - встряла Настасья Тимофеевна. - Два года прошло! Я не могла позволить девке полностью погрузиться в уныние. Это я буквально заставила ее пойти на свидание с Алексеем..
- Не хотела бы - не пошла.- Матвей вдруг резко выскочил из квартиры, Варя бросилась за ним, но Настасья ее удержала.
- Не ходи. Он придет, вот увидишь. Он все обмозгует и придет. Твоей вины ни в чем нет, ты не виновата и не вздумай себя корить.
Матвей пришел под утро, когда она спала, прижав сына к себе. Он был не совсем трезвым, прошел в сапогах на кухню и сел за стол.
- Мне квартиру дают. Такую же, как у нас была. Как получим документ, переедем. Пока можно я тут останусь? - он посмотрел на Настасью.
- Конечно, конечно, - засуетилась сонная женщина.
- Ребенка я на себя запишу, пусть меня отцом называет. Я попробую принять его.
Варя подошла к мужу и обняла крепко-крепко.
Но он не смог стать отцом Василию, у него не получилось. И жену простить не мог. Пережитые годы и потеря дочери и сына на нем сильно сказались. Он оказался слабее духом, нежели его жена. Стал пропадать вечерами, выпивать и повышать голос на Варю. Когда Вася плакал, напуганный его поведением, Матвей грубо требовал его успокоить. И про то, что запишет его на себя, уже не было речи. А однажды осенним вечером он пришел трезвым и попросил жену сесть напротив него.
- Варя, ты видишь, что с нами происходит? Не могу я так больше! Не смогу я его принять! У нас еще будут свои дети, ты слышишь?
- О чем ты говоришь?- Варя не понимала.
- Пусть его растит государство. Напиши его отцу, тот после освобождения его заберет.
Варя встала и ударила мужа по щеке. В тот момент, когда он предложил ей отдать сына в детский дом, в ее душе окончательно все перевернулось. Эти несколько лет их изменили, они не прошли бесследно, а уж на Матвее эти четыре года сильно сказались - он стал черствей сердцем, озлобился и стал злоупотреблять.
- Куда ты?
- К маме Насте. Я думаю, что нам лучше подать на развод.
Когда Матвей вернулся, он восстановил документы и Варя была уже не вдовой, а женой фрoнтовика. И вот сейчас, пробыв немного вновь в статусе жены, она хочет развестись.
- Значит, вот так?
- Да. От сына я не откажусь, а ты его никогда не примешь. Знаешь, однажды я уже пыталась от ребенка отказаться, вовремя мама Настя меня от глупости уберегла. Я и так виновата перед Васей за те мысли. А сейчас ты предлагаешь ни в чем не повинного ребенка отдать в детский дом. Я знаю, ты его никогда не примешь, и как бы ты не пытался, но никогда мне это не простишь. Даже если я соглашусь на все твои условия. Лучше нам расстаться.
- Ступай! Скатертью дорога! - он кинул стакан, который наливал, в стену.
Она пришла к Настасье Тимофеевне и та протянула ей письмо.
- Вот, пришло очередное. Опять не ответишь?
С тех пор как Матвей вернулся, Варя больше не писала письма Алексею, хотя и понимала, что надо правду сказать, а как ее выразить, не знала.
- Я отвечу на письмо. Давай карандаш.
Развели их к весне, много нервов помотал ей Матвей. Получив вожделенную бумагу на руки, Варя стала собираться в путь.
- Ты точно все решила?
- Решила. Ты ведь тоже вроде как определилась.
-Точно. Буду на пенсии в деревне у сестры доживать. А ты пиши. Варька, я буду ждать вас.
- Мы приедем, обязательно приедем.
Несмотря на май, в этих краях было прохладно. Добираясь на лодке до поселения, Варя вглядывалась вдаль. Он стоял на берегу реки, в нетерпении перебирая ногами. Наконец лодка причалила к берегу.
- Ты все же приехала!
- Да. Мы с сыном приехали к тебе. Развод я оформила, разрешение на поселение с тобой получила.
- Нам уже выделили комнату в бараке. Варя, еще не поздно все вернуть..
- Леша, я решала это не день и не два. Мы с Васей будем с тобой рядом!
Алексей прижал к себе Варю, а потом взял на руки сына и слеза потекла по его щеке..
ЭПИЛОГ
Алексей освободился раньше срока на два года за примерное поведение. В 1949 году он вместе с женой Варварой и пятилетним сыном приехал в село, в котором проживала Настасья со своей сестрой Акулиной.
Ни в Москву, ни в Ленинград им нельзя было возвращаться.
Но они решили жить подальше от больших городов и строить свою жизнь в одном из маленьких сел под Рязанью.
Алексей устроился в колхоз механизатором, а Варвара в столовую помощником поварихи. Им вскоре выделили жилье.
За несколько лет, что они провели вместе в холодных краях, Варя смогла увидеть в Алексее надежного и верного мужа, который горой стоял за свою семью. Она научилась его любить...
Они жили тихую и скромную жизнь, родив еще двоих дочерей Таню и Надю.
Настасья и ее сестра Акулина до самого ухода из жизни считали этих деток своими внуками.
Просьба к тем, кто будет копировать мои публикации, помнить о защите авторских прав и указывать первоисточник с ссылкой на канал. В противном случае автор оставляет за собой право защищать свои интересы.P.S Размещение публикации на сторонних ресурсах должно происходить через несколько дней после выхода, чтобы не допустить блокировки канала на Дзен.
Я не всегда успеваю ответить на комментарии, но я благодарна каждому моему подписчику за то, что вы есть!!! За то, что вы меня читаете!❤❤❤Другие рассказы можно найти в НАВИГАЦИЯ ПО КАНАЛУ