Уже около 10 лет российские аграрии пользуются система автовождения для тракторов и сельскохозяйственной техники, но все равно многие еще не до конца уверены в необходимости их использования. Какая рентабельность у данных систем? Как применять их на тех иных операциях? Как вообще работают эти системы?
Сегодня Андрей Рябов, директор департамента маркетинга Ростсельмаш, объясняет тонкости эксплуатации и применимости электрических систем автовождения на примере РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль. А также рассказывает, как приближенно можно рассчитать срок окупаемости подобного инструмента.
Для начала представлю РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль — самый простой инструмент из семейства «пилотов» Ростсельмаш. Как видно из самого названия, это система автовождения с электрическим приводом рулевого вала. По ходу представления сразу отвечу на часто возникающие вопросы.
Простой, точный, «поворотливый»
Существенное преимущество системы — простота установки. В отличие от «гидравлики» электрический привод не требует специальной подготовки агромашины, исключает вмешательство в штатные магистрали. И от трактора «ему нужно» лишь 12 или 24 вольта. Например, комплект РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль специалисты технического центра Ростсельмаш монтируют всего за 3–4 часа. Еще 20–30 минут требуется для калибровки. После чего трактор готов к работе.
Можно ли переставлять систему с одной агромашины на другую? Да, можно.
Да, технически РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль можно установить на любой трактор, но в производственных условиях мы монтируем его только на тракторы Ростсельмаш серии 2000. При подготовке системы мы подразумевали именно этот «симбиоз», соответственно, все полевые испытания опция проходила с трактором Ростсельмаш серии 2000. Результаты испытаний более чем удовлетворительные: точность прохода трактора при использовании станции RTK составляет 2,5 см.
Система автоуправления РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль способна:
- идти по безукоризненной прямой;
- вести машину по сложной траектории, повторяющей контур поля;
- выполнять поворот на разворотной полосе.
Точность входа в делянку после разворота — безупречная.
Чтобы между нами не возникло недопонимания, стоит вспомнить типичную для различных инструкций и учебников фразу о том, что поворот трактора выполняется с поднятым навесным/прицепным агрегатом или с выглубленными рабочими органами прицепного орудия. То есть под разворотом мы понимаем именно сам разворот. Перед разворотом и при входе в загонку механизатор должен поднять/опустить агрегат или рабочие органы.
Вот теперь стоит осветить еще один важный вопрос по применимости. Для работы на пропашных необходим «шустрый» отклик на команды, и с электрическими системами параллельного или автовождения его можно добиться только при хорошем, практически идеальном, состоянии рулевой системы.
Дело в том, что со временем элементы рулевого управления неизбежно изнашиваются, то есть появляется избыточный свободный ход (люфт). Для системы автоуправления с электроприводом это критично. А вот на новой машине, на тракторе с полностью исправной рулевой системой РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль обеспечивает заявленную точность.
Напомним, что своевременное грамотное «полнообъемное» техническое обслуживание позволяет надолго сохранить трактор в техническом состоянии, близком к параметрам только что сошедшего с конвейера. Да, не все сельхозпредприятия имеют собственные ремонтные службы и цеха. Зато во всех регионах присутствия Ростсельмаш есть хорошо оснащенные технические центры со штатом квалифицированных специалистов.
Часто нас спрашивают, можно ли работать без RTK-станции. Наверное, большинство наших читателей — автовладельцы, умеющие пользоваться GPS/ГЛОНАСС навигацией. И все знают, насколько «точно» эти системы умеют определять реальное местоположение автомобиля. Спойлер: такой «точности» совершенно недостаточно для работы в поле.
Далее. Конечно, некоторые хотели бы иметь возможность подключиться к уже имеющейся у предприятия RTK-станции. Но «не все RTK-станции одинаково полезны».
- Во-первых, производители используют разные протоколы обмена данными.
- Во-вторых, даже если протоколы одинаковы, нет никакой гарантии, что точность поправок будет достаточной.
- В-третьих, нужно помнить, что подавляющее большинство операторов предоставляют поправки платно, и это недешево.
Ростсельмаш предлагает RTK-станции, которые произведены именно для системы автоуправления РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль. Получаемые от них поправки гарантированно обеспечивают заявленную точность работы на всех допустимых для полевых работ скоростях. Радиус надежного покрытия сигнала с поправками — 5 км. И стоит напомнить, что эти поправки бесплатны.
Окупается за… быстро
Самый, наверное, болезненный вопрос — срок окупаемости. В принципе, мы уже рассчитывали приближенно, насколько выгодно применение систем автовождения. Повторим это в проекции на РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль.
Допустим, мы агрегатируем трактор с бороной/дискатором/культиватором/сеялкой рабочей ширины захвата в 12 м. Также мы «цепляем» к нему прицепной опрыскиватель с шириной штанги 24 м. Сначала выполним расчеты «по земле» аналогично уже имеющимся, но с более подходящими площадями/гонами. Вы знаете, что при работе с широкозахватными агрегатами величина перекрытия обычно составляет 30 и более сантиметров (0,3 м). А мы знаем, что использование наших систем автоуправления позволяет снизить эту величину всего до 2,5 см (0,025 м). Эти два значения будем использовать в расчетах.
Пусть у нас есть гипотетическое поле размером 4 800 х 3 000 м (ширина х длина), т. е. угодья площадью 1 440 га. Сведем расчеты по проходам с почвообрабатывающими орудиями и посевным комплексом в таблицу для простоты восприятия.
Даже если принять, что величина перекрытий на опрыскивании будет такой же, как на почвообработке, дважды обработанная площадь составит 14,2 га без системы автовождения и 1,5 га — с системой РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль. Теперь рассчитаем экономию и сведем все в таблицу.
То есть по скромным подсчетам, с системой автоуправления РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль всего лишь на нескольких операциях при обработке 1 440 га можно сэкономить порядка:
94 500 + 34 382 + 29 368 = 209 012 руб.
В реальности операций трактор выполняет, скорее всего, больше. Например, мы гипотетически «смешали» все препараты в одной баковой смеси и сделали «одну обработку». Конечно, на практике обработок будет несколько. Соответственно, выше будет и показатель экономии. Вы можете сделать расчет для своего предприятия со своими вводными данными.
Подытожим. Система автовождения РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль обеспечивает точность прохода трактора в 2,5 см. Механизатор освобожден от процесса руления на полосе, а во время разворота ему нужно лишь «нажать кнопку» поднятия и опускания орудия/агрегата. Конечно, при необходимости человек всегда может «перехватить» управление у автоматики, достаточно повернуть руль.
Комплект поставки РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль
- Руль с электромотором и установочный комплект.
- Планшет (блок управления, совмещенный с монитором).
- Датчик инерциальной системы (положения машины в пространстве крен/тангаж).
- Четыре антенны: две — ГНСС, одна —3G и одна — радио.
- Комплект электропроводки.
Базовая станция RTK в комплект поставки не входит. Она доступна как самостоятельная позиция, и мы рекомендуем приобретать ее с каждым комплектом РСМ Агротроник Пилот 1.0 Электроруль.
Действительно, с одной базовой станцией могут работать несколько машин. Да, зона покрытия сигнала базовой станции составляет круг радиусом 5 км. Например, одна RTK-станция может накрыть четыре поля из нашего гипотетического примера. Конечно, если ландшафт позволяет.
Но в действительности и ландшафт редко такое позволяет, и поля во многих хозяйствах небольшие, да еще разбросанные на многие километры. Если трактор не один, и машины работают одновременно на удаленных друг от друга полях, одна станция не обеспечит покрытия. Зато если у каждой агромашины есть «своя» станция, они гарантированно смогут работать с высокой точностью.