Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Весенний труд людей»

Словарь.

Существительные: парк, огород, поля, улица, земля, лопата, лопатка, грабли, грабельки, ведро, вёдрышко, метла, метёлочка, лейка, леечка, мешок, мешочек, грядка, грядочка, шланг.

Глаголы: убирают, собирают, копают, гребут, рыхлят, метут, садят, поливают, пашет.

Прилагательные: большое – маленькое; длинные – короткие; тяжелая – лёгкая; широкая узкая; высокая низкая.

Задание 1. Труд человека весной.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Рассмотрите с ребёнком картинки ниже. Расскажите, какие работы человек выполняет весной.

Уборка улиц и парков. Люди убирают прошлогоднюю траву и листья. Собирают весь мусор.

Работа в огороде. Люди копают грядки лопатами. Садят цветы, овощи, зелень. Поливают грядки из лейки или из шланга.

Работа в полях. Трактора пашут землю. Люди садят овощи.

Уборка улиц
Уборка улиц
Работа в огороде
Работа в огороде
Работа в саду
Работа в саду
Работа в полях
Работа в полях

Задание 2. Чем работают люди?

Цель: формирование навыка полного ответа на вопрос.

Ответь полным предложением на вопросы.

Чем копают грядки? (Грядки копают лопатой).

Чем гребут прошлогодние листья? (Листья гребут граблями).

Чем поливают растения? (Растения поливают водой).

Чем рыхлят грядки? (Грядки рыхлят граблями).

Чем пашут поля? (Поля пашут трактором).

Задание 3. Один - много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа.

-5

Задание 4. Скажи ласково.

Цель: формирование навыка образовывать слова суффиксальным способом.

Рассмотрите с ребёнком картинки ниже. Разделите предметы. Мамины предметы большие, маленькие ребёнка. Назовите предметы ребёнка ласково.

Мамина лопата – моя лопатка.

Мамины грабли – мои грабельки.

Мамино ведро – моё вёдрышко.

Мамина метла – моя метёлочка.

Мамина лейка – моя леечка.

Мамин мешок – мой мешочек.

Мамина грядка – моя грядочка.

-6

Задание 5. Исправь ошибки.

Цель: развитие слухового внимания.

Лопата нужна, чтобы поливать огород.

Грабли нужны, чтобы копать землю.

Лейка нужна, чтобы рыхлить грядки.

Ведра нужны, чтобы поливать огород.

Шланг нужен, чтобы носить воду.

Задание 6. Скажи наоборот.

Цель: формирование навыка подбора антонимов.

Ведро большое – ведёрко … (маленькое).

Грабли длинные – грабельки … (короткие).

Лейка тяжелая – леечка … (лёгкая).

Лопата широкая – лопаточка … (узкая).

Грядка высокая – грядочка … (низкая).

Задание 7. Выложи из счетных палочек.

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, умения действовать по образцу.

Лопата
Лопата
Лейка
Лейка

Задание 8. Посчитай до пяти

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Рассмотрите ниже картинки и посчитайте инструменты по образцу:

Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат.

Одно ведро, два ведра, три ведра, четыре ведра, пять вёдер.

Одна метла, две метлы, три метлы, четыре метлы, пять мётел.

Одна лейка, две лейки, три лейки, четыре лейки, пять леек.

Один мешок, два мешка, три мешка, четыре мешка, пять мешков.

Одна грядка, две грядки, три грядки, четыре грядки, пять грядок.

-9

Задание 9. «Составь предложение по картинке»

Цель: формирование навыка составления простого предложения.

Рассмотрите картинки ниже. И составьте предложения.

Кто? Что делает? Чем делает?

Пример: кто? – мальчик; что делает? – поливает цветы; из чего поливает? - из лейки.

Мальчик поливает цветы из лейки.

Женщина садит растения
Женщина садит растения
Мальчик поливает цветы из шланга
Мальчик поливает цветы из шланга
Мальчик поливает растения из лейки
Мальчик поливает растения из лейки