КИТАЙ МНОГО ЛЕТ ТРАТИЛ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ НА ТИХИЙ ЗАХВАТ ООН
Автор: Винус Упадхайяя
Соединённые Штаты и их союзники столкнулись с блокировкой Китая в ООН 17 марта, когда попытались привлечь внимание к тяжёлой ситуации с правами человека и растущим репрессиям в Северной Корее.
Россия присоединилась к Китаю в том, что аналитики всё больше рассматривают как тенденцию многостороннего саботажа и подрыва принципов, практики и институтов Организации Объединённых Наций.
Эксперты сообщили изданию The Epoch Times, что действия Китая в ООН — это хорошо продуманная стратегия по переделке международного органа для достижения своих целей и оспариванию мирового лидерства США.
«Китай, один из пяти постоянных членов в Совете Безопасности ООН, всегда пользовался своим положением, чтобы применить право вето либо для препятствования принятию ключевых резолюций, либо для поддержки политики, которая, по его мнению, соответствует национальным интересам», —
сказал доктор Джаганнатх Панда, руководитель Стокгольмского центра по делам Южной Азии и Индо-Тихоокеанского региона в Институте политики безопасности и развития (ISDP) в Швеции.
Инцидент с вето в прошлом месяце был не первым случаем, когда Китай и Россия пришли на помощь Северной Корее. В прошлом году два союзника воспользовались правом на вето, чтобы не допустить принятия резолюции, ужесточающей санкции против Северной Кореи в связи с её недавними запусками баллистических ракет.
Китай, второй по величине взносов в ООН спонсор после США, аналогичным образом поступает и в отношении других стран. По данным Сирийской сети по правам человека (SNHR), он постоянно поддерживает сирийский режим и до 2020 г. 16 раз накладывал вето на самые жёсткие и потенциально эффективные проекты резолюций Совета Безопасности по сдерживанию правительства Сирии.
Россия присоединилась к этим вето, которые, как утверждает SNHR, способствовали гибели четверти миллиона сирийцев.
Эксперты говорят, что вето — это лишь верхушка айсберга. Самоутверждение Китая в ООН включает в себя сложную комбинацию таких факторов, как увеличение китайского финансирования департаментов, программ и инициатив ООН, назначение китайцев на руководящие, стратегические должности и усиление контроля над руководством некоторых наиболее влиятельных ведомств.
Цель Си «Общее будущее»
В основе деятельности Китая в Организации Объединённых Наций в последнее десятилетие лежит концепция глобального управления «Общее будущее», китайско-центристский подход, который предложил «сообщество единой судьбы человечества». Си излагал его по разным поводам и на разных форумах, включая два выступления в ООН в 2015 и 2017 годах.
Аналитики говорят, что это видение формирует план некинетической войны между США и Китаем на международных форумах и в таких организациях, как ООН, для создания футуристической мировой системы.
Эксперты Кортни Дж. Фунг и Шинг-хон Лам в конце прошлого года в своём анализе для Института Лоуи заявили, что Китай для реформирования системы ООН изнутри использует своё видение глобального управления «общим будущим» — программу, которая, по их словам, «преуменьшает значение универсальных ценностей в пользу утверждения главенства государств».
Концепция глобального управления «Общее будущее» Китая состоит из трёх пунктов:
- глобальная инициатива развития (GDI);
- глобальная инициатива безопасности (GSI);
- глобальная инициатива цивилизации (GCI), по словам премьера Госсовета КНР Ли Цяня.
«Эти инициативы — предложения Китая по глобальному развитию и управлению», —
заявил Ли Цян на открытии пленарного заседания ежегодной конференции Боаоского Азиатского форума 30 марта.
Однако Фунг и Лам заявили, что под предлогом «общего будущего» Китай пытается реализовать свой внешнеполитический подход в рамках системы ООН и на её основе.
«Концепция „общего будущего“ КНР намеренно всеобъемлюща, чтобы продемонстрировать превосходство китайской авторитарной системы над демократическими системами», — считают эксперты Института Лоуи.
Ли рассказал о сотрудничестве «Один пояс, один путь» (BRI), которое он назвал «высококачественным» в контексте «общего будущего» и похвалился, что оно помогло развивающимся странам достичь «более быстрого развития» и открыло новые возможности для роста мировой экономики.
Рахул Сур, бывший сотрудник ООН, сказал в интервью 20 марта, что Пекин «привязал» BRI к Целям устойчивого развития (SDG) для получения влияния и власти.
Сур проработал в ООН более двух десятилетий и занимал важные должности, в том числе начальника отдела оценки миротворческой деятельности в Управлении служб внутреннего надзора и начальника отдела поведения и дисциплины в Канцелярии Специального представителя Генерального секретаря (SRSG) в миротворческой миссии ООН на Гаити.
Недавно в интервью с автором Радживом Малхотрой на канале Infinity Foundation Сур сказал, что все организации ООН придерживаются SDG для прогресса стран.
«Китайцы утверждают, что, присоединившись к инициативе „Один пояс, один путь“, вы быстрее продвинетесь к Целям устойчивого развития. Это китайская торговая стратегия, это их торговый курс», —
сказал Сур, добавив, что в этом контексте BRI получает одобрение глобальной политики, и даже генеральный секретарь похвалил Пекин за «международное сотрудничество и многосторонность».
«Однако политическое одобрение BRI в рамках SDP не учитывает предостережения Центра глобального развития и других экспертных политических оценок о том, что BRI является неприемлемым для некоторых стран из-за риска долгового кризиса», — сказал Сур.
Он говорил о статье Джона Херли, Скотта Морриса и Гейлин Портеланс, в которой изучались 68 стран, участвующих в BRI, и было установлено, что 23 страны на момент проведения исследования находились под угрозой долгового кризиса, а 8 стран оказались в долговом кризисе из-за будущего финансирования, связанного с BRI.
Фунг и Лам отметили, что общая ситуация складывается таким образом, что США всё больше «зависят» от китайцев в ООН в плане общих взносов. В то же время Пекин использует «комбинацию рычагов» для усиления своей позиции в международном органе.
Брэндон Дж. Вайхерт, американский геополитический аналитик и автор книги «Победа в космосе: как Америка остаётся сверхдержавой» рассказал The Epoch Times, что ООН основательно скомпрометирована «вредоносным китайским влиянием», и геополитическое перетягивание каната между Китаем и США хорошо видно в ООН.
«Китайцы окружают США, применяя стратегию сдерживания времён холодной войны. Но теперь Китай играет роль американцев, а Соединённые Штаты, к сожалению, похоже, играют роль Советского Союза», — утверждает Вайхерт.
Он предупредил, что первые сражения в этой «некинетической войне» между США и Китаем за будущее мировой системы будут вестись в «стерильных залах» ООН и других интернационалистских органов.
Увеличение финансирования
По мнению экспертов, увеличение финансирования Китаем ООН, её институтов и инициатив говорит о том, что Пекин стремится играть роль международного лидера, в то время как Соединённые Штаты продолжают затягивать выполнение своих финансовых обязательств перед ООН.
«Китай потратил огромные деньги и много лет на то, чтобы заложить основу для тихого захвата ООН и других интернационалистских организаций, созданных США после победы во Второй мировой войне», — сказал Вайхерт.
Поскольку финансирование ведомств ООН государствами-членами происходит в форме «доступных и добровольных платежей», с ростом экономики доля Китая в ООН быстро увеличилась с 2% в 2000 г. до 15,25% в 2022 г. и как ожидается, продолжит расти в следующем десятилетии, согласно отчёту Эндрю Хайда для Центра Стимсона.
С другой стороны, согласно международному праву, Соединённые Штаты обязаны выплачивать 27,89% от американского бюджета. Тем не менее в результате внутренних разногласий по поводу этого взноса, страна накопила значительный долг в размере $1 млрд, говорится в другом докладе Хайда.
«Хотя администрация Байдена последний год стремилась проявить достаточную политическую волю, чтобы погасить долги по задолженностям ООН и произвести полные выплаты в начале финансового года, Конгресс США в очередной раз продемонстрировал своё нежелание предоставить необходимые средства», — заявил Хайд.
«Пекин занял позицию по выполнению своих финансовых обязательств и продолжает критиковать Соединённые Штаты», — сказал Хайд.
Вайхерт обвинил Пекин в использовании денег для покупки влияния и имиджа и сказал, что достижение этих целей извратило институты, построенные США после Второй мировой войны, поэтому они служат китайским, а не американским интересам.
«Вы только посмотрите, как вела себя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) во время пандемии COVID-19: они отказались привлечь Китай к ответственности как за возможное создание вируса, так и за сокрытие вспышки заболевания. Почему? Потому что Китай был основным спонсором ВОЗ, и нормальное функционирование организации зависело от китайской помощи», — сказал Вайхерт.
По словам Хайда, Китай на опыте Соединённых Штатов убедился в стратегической и практической важности добровольного финансирования в критических областях.
В 2016 году Пекин совместно с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном создал Целевой фонд мира и развития ООН (UNPDF), согласившись финансировать его за счёт дополнительных добровольных взносов в размере $200 млн в течение 10 лет.
Эти средства были равномерно распределены между субфондом «Мир и безопасность» для финансирования проектов и мероприятий ООН, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, и субфондом «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
«Создание UNPDF был воспринято многими как демонстрация Китаем решительной поддержки ООН», — сказал Хайд.
Наряду с руководителем аппарата генерального секретаря ООН, в состав Руководящего комитета Фонда входят посол Китая в ООН, представители Министерств иностранных дел и финансов Китая, а также заместитель генерального секретаря по экономическим и социальным вопросам.
«Были сомнения относительно целей и долгосрочной жизнеспособности проектов Фонда. Подвергая сомнению прозрачность и подотчётность Фонда, некоторые наблюдатели считают UNPDF способом Пекина купить влияние на высших уровнях ООН», — сказал Хайд.
Панда сказал, что Китай также использовал своё экономическое влияние в ООН в качестве оперативной тактики, чтобы разрушить многие процедуры ООН.
«Он выборочно поддерживает или препятствует принятию резолюций в зависимости от соответствия его интересам. Имидж Китая как мировой державы вызывает сомнения на многих международных форумах, в том числе в учреждениях ООН, поскольку он противоречит демократическим идеалам и принципам», — сказал Панда.
И всё же Китай прокладывает себе путь в этих международных институтах. Сур привёл пример: структурная поддержка китайской BRI со стороны ООН исходит от Департамента по экономическим и социальным вопросам (DESA), а этот департамент с 2007 года возглавляет Китай.
«Четыре заместителя генерального секретаря подряд были гражданами Китая. Почему это важно? Это важно, потому что в любом департаменте, где происходит смена руководства, преемник никогда не бывает представителем той же страны», — сказал Сур.
Причина, по словам Сура, в том, что ООН — это международная служба, и ни одна страна не имеет монополии на высшее руководство. Несмотря на это, руководство DESA монополизировано китайцами, потому что оно связано с BRI, сказал Сур.
«Поэтому, как только оно переходит под контроль Китая, мы видим, как происходят различные вещи. Что происходит? Прежде всего появляются политические заявления этих заместителей генерального секретаря, что инициатива „Один пояс, один путь“ приведёт к лучшей глобализации, которая будет более инклюзивной, справедливой и устойчивой», — сказал Сур, добавив, что этим нарративом буквально пропитаны коридоры ООН и статьи в СМИ.
«Они очень щедро расхваливают инициативу „Один пояс, один путь“. Таким образом, похоже, что система ООН полностью поддерживает BRI, продвигая китайскую торговую стратегию».
Вайхерт считает, что Китай использует подобные операции влияния для снижения риска международного обсуждения нарушений прав человека в Китае.Обсуждение может угрожать стабильности и долгосрочности власти, которую КПКудерживает у себя дома и потенциально может получить за рубежом.
«Всё сводится к деньгам. Китаю необходимо манипулировать мировым мнением, чтобы отвлечь внимание от ужасов, которые они совершают против „идеологических уклонистов“ в своей стране (уйгуров, тибетцев, последователей Фалуньгун, христиан подпольных церквей и т. д.), потому что Пекин справедливо считает, что это самый лёгкий путь для соперника (например, США) бросить вызов Китаю на мировой арене», — сказал он.
Источник: The Epoch Times