Мы любим давать советы, когда нас об этом просят или когда хотим помочь. Но почему мы, даже будучи образованными и разумными, иногда попадаем в ловушки мошенников, верим заманчивым обещаниям или принимаем неверные решения? Это известный парадокс Соломона, в котором мы выглядим более рациональными, когда решаем проблемы других, а не свои собственные.
Когда мы анализируем чужую проблему, мы можем легко выступать в роли опытного наставника и предлагать рациональные решения. Однако, когда мы сами сталкиваемся с аналогичной ситуацией, наши эмоции мешают нам видеть ясную картину и мы часто принимаем недальновидные решения.
Но есть способ обойти этот парадокс. Мы можем представить себя в роли наставника, который помогает другому человеку решить его проблему. Также мы можем использовать местоимения третьего лица, говоря о проблеме, как о проблеме другого человека, или даже обращаться к себе по имени и рассуждать о проблеме, как будто она принадлежит другому человеку.
Выбор личности, которая будет выступать в роли наставника, также играет важную роль. Лучше выбрать человека, которого мы уважаем, или вымышленного персонажа, который будет нашим личным консультантом. И помните, что решение проблемы может быть более эффективным, если мы поочередно выступаем в роли ученика и наставника.
А теперь практика:
Предлагаю вам попробовать новый алгоритм решения проблем, который поможет вам стать наставником для себя и справиться с любой ситуацией.
Шаг 1: Сформулируйте проблему в виде письма своему воображаемому наставнику. В письме можно изложить список участников проблемы, список обстоятельств, сопутствующих проблеме и список вопросов, на которые нужно получить ответы. Не стесняйтесь быть детальными и честными.
Шаг 2: Перед чтением письма по возможности смените обстановку и окружение. Это поможет перевоплощению в наставника. Например, смените устройство, откройте другой редактор, смените оформление текста - шрифт, фон, отправьте письмо на свой второй почтовый ящик. Кстати, можно даже завести отдельные почтовые ящики для наставника и ученика.
Шаг 3: Станьте наставником. Получите письмо от своего ученика, обдумайте ситуацию и свой ответ ученику. Сформулируйте рекомендации в виде алгоритма действий, перечислите аргументы за и против в пользу разных вариантов решений. Попробуйте написать FAQ на воображаемой (или нет) wiki-странице для других учеников, которые могут столкнуться с подобной проблемой - создайте свой личный «Stack Overflow».
Шаг 4: Снова станьте учеником. Изучите ответ наставника и примените его для решения своей проблемы. Если есть возможность, лучше разделить шаги временными промежутками.
Этот алгоритм может показаться немного сложным, но он поможет вам увидеть проблему с другой стороны, почувствовать себя наставником и разобраться в ситуации. Как только вы начнете использовать этот метод, вы заметите, что с каждым разом становитесь лучше в решении проблем и находите более эффективные решения.
Также стоит отметить, что этот алгоритм может помочь вам не только в решении проблем, но и в повседневной жизни. Вы можете использовать его, чтобы лучше понять себя, свои цели и желания, а также для того, чтобы принимать более обдуманные решения.
Не бойтесь проблем и вызовов, они могут быть вашими учителями и помочь вам стать лучше. Используйте этот алгоритм, чтобы преодолевать препятствия и расти как личность.