Найти тему

Эхолалии. Как работать с ребенком, у которого есть эхолалии?

картинка из открытого источника
картинка из открытого источника

Всем здравствуйте. Начнем с главного вопроса, эхолалии это плохо или хорошо? Это ХОРОШО! Однозначно, для ребенка, имеющего алалию или же РАС наличие эхолалии – хороший знак того, что ребенок все же старается идти на контакт. Но как же с ними работать, чтобы они не мешали в работе по запуску речи? Расскажу о 3 важных условиях:

1. Не ругаем ребенка, когда он пытается не отвечать на ваш вопрос, а просто повторяет слова вслед. Тем более не ругаем, когда он вдруг посередине занятия вдруг выдает странную фразу или целый монолог. Есть и родители и педагоги, которые делают примерно следующее:

представим, что ребенок собирал пирамидку, называя цвета, как вдруг он выдает « Еду еду не спешу, поиграть с тобой хочу». Взрослые тут же намекают, что не стоит отвлекаться или не замечают произнесенной фразы вовсе. Эхолалии не стоит пытаться скрыть посредством замечаний или запугиваний ребенка. На них стоит обращать внимание. Об этом как раз расскажу во втором пункте.

2. Обращаем внимание на слова ребенка, которые он произносит в виде эхолалии и тут же переводим это в игру. Приведу вновь пример, мы собирали пирамидку, как вдруг ребенок говорит или даже напевает «Еду еду не спешу, поиграть с тобой хочу». Каковы должны быть действия взрослого? Можно повторить за ребенком эту же фразу и дополнить « Еду еду не спешу, поиграть с тобой хочу. О, точно! Смотри, кто к нам едет…. Это корова, и она везет тебе еще один бублик для пирамидки. Помоги ей». Понимаете, в чем фишка? То есть мы не отвергаем обращение ребенка, а используем его эхолалию для текущей игры. Другой пример, вы проходите определенную тему, как вдруг ребенок вновь произносит фразу не к месту. Задача ваша- расспросить ребенка поподробнее о том, что он вспомнил, а затем вернуть его в игру. Приведу пример: вы ловите рыбку с помощью магнитной удочки, ребенок говорит « Бери куртку, на улице ветер». Реакция взрослого: на улице ветер, точно, вчера был ветер. А сейчас посмотри, есть ветер? Да! Держись крепче, чтобы наша лодка не перевернулась, давай скорее наловим рыбы и поплывем домой.» То есть мы обратили внимание на то, что сказал ребенок, приняли участие в его рассказе, а потом аккуратно вернули в прежнюю деятельность.

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников

3. Фиксируем эхолалии в блокнот и не забываем расспрашивать родителей о том, что именно ребенок произносит дома. Для чего это нужно? Не секрет, что дети с РАС и сенсорные алалики остро реагируют на то, что взрослый их не понимает, а потому если вдруг они начинают произносить фразу из мультика или из увиденной рекламы, а вы не знаете продолжения, то могут начаться истерики. Приведу пример: взрослый играет с ребенком, как вдруг малыш произносит « по полям полям синий….» и тут же делает паузу, смотря широко открытыми глазами на собеседника, ребенок ждет, что взрослый продолжит эту песню. Если это происходит, значит вы на одной волне, ребенок успокаивается и ощущает поддержку, доверяет вам. Если же взрослый просто отводит глаза в сторону или перебивает, то начинаются проблемы. Пока ребенок не получит ответ, который его удовлетворит, вы ему хоть 100 игрушек предложите, он все равно будет расстроен. Поэтому перед занятием узнавайте у родителей, что ребенок повторяет дома, какие вчера были эхолалии и т.д. Вовремя открытый блокнот с подсказкой позволит вам без истерик и слез выйти из затруднительного положения и продолжить занятие.

Если говорить кратко, то: не пытайтесь перебивать ребенка в момент, когда у него срабатывает желание произнести фразу из мультика или целый диалог, услышанный дома; обращайте внимание на эхолалию, не ругайте ребенка за это; вовремя узнавайте об интересах ребенка и о новых фразах, которые он произносит посредством эхолалии.

Не пугайтесь этого, работайте без напряжения, оперативно включайтесь в диалог с ребенком и превращайте его «странные фразы» в осмысленную речь.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц