Найти тему
Libertà

«ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» ИЛЬИН НЕГОДЯЙ ИЛИ НЕТ?

кадр из фильма "Пять вечеров"
кадр из фильма "Пять вечеров"

Режиссер Н. Михалков, киностудия Мосфильм, 1979 год.

Экранизация одноименной пьесы А. Володина, в главных ролях Людмила Гурченко - Тамара Васильевна и Станислав Любшин - Ильин Александр Петрович.

Соглашусь с тем, что герой С. Любшина может вызывать неоднозначные чувства. Все зависит от того, какие поступки или слова человека кажутся зрителю главными.

Для меня главное в том, что Ильин не пытается казаться лучше, чем есть, что он верен своим принципам и ни в какой ситуации не прогнется. Один раз изменил себе, «соорудив декорацию» с главным инженером крупного завода и сам себя презирал за это до такой степени, что пришлось бежать.

История с выдуманной должностью имела свои корни. Александр Петрович перестал писать Томе с фронта потому, «не соответствовал высоким идеалам», об этом он сам говорит в пьесе.

Страх несоответствия и стал причиной лжи героя, он заранее ограждает себя от ненужных оправданий потому, что ни перед кем не собирается оправдываться.

И все таки Тамара была единственным человеком, с которым Ильин мог быть откровенным. Герой С. Любшина всегда закрыт, скорее всего это лагерная привычка слушать собеседника, не спорить, оставляя свои мысли при себе потому, что не все можно озвучить без последствий.

При встрече Тамара и Ильин ведут себя как два ежа, выставляя свои несуществующие колючки. Они оба пытаются показать, что забыли прошлое, что у них все хорошо, а главное, что эта встреча ничего не значит.

Страх Тамары обусловлен исчезновением Саши когда он перестал ей писать и не дал о себе знать после вой_ны. А Ильин боится все того же несоответствия.

кадр из фильма
кадр из фильма

На самом деле для  каждого из них главным в жизни было то, что они пережили в молодости. Оба помнят расставание в мельчайших подробностях, кто где стоял, кто что сказал и оба надеются, что все это можно перемотать назад.

Ильин сначала устраивает праздник для Томы на время своего пребывания, а потом сбегает после ее неосторожных слов о том, что человек обязан реализовать себя по максимуму.

Главным образом герою вменяют обвинения в том, что погулял с девушкой и бросил. Надеюсь, мне удалось объяснить, что тут все гораздо сложнее. Кто кого бросал - большой вопрос. Тамара тоже не подарок, не всякий способен полюбить женщину, вещающую лозунгами.

Но главным было недопонимание друг друга. Тамара отказалась уезжать из-за того, что Ильин сказал что бросит работу и станет шофером. Она не хотела быть причиной такой перемены в его жизни.

кадр из фильма
кадр из фильма

Эпизод с выброшенным в окно ужином я тоже могу простить герою. Александр Петрович устраивал праздник от чистого сердца, а его не поняли. Тома боялась сделать хоть малейший шаг навстречу после всего, что пережила, потеряв своего Сашу. Тут всех можно понять.

Но главное в этом эпизоде не скатерть и не продукты, а то что оба тут же простили друг друга. Это из разряда «милые бранятся», невозможно после стольких лет разлуки сразу понять друг друга правильно.

кадр из фильма
кадр из фильма

Поэтому и Саша, улыбаясь, поет в дурацкой шляпке, и Тома сразу идет к нему и говорит: «Какой бы был ужас, если бы я за кого-то вышла замуж».

кадр из фильма
кадр из фильма

Попытаюсь ответить на главный вопрос статьи. Для меня Ильин не подлец, и не негодяй, это уж точно. Он человек с изломанной судьбой и трудным характером. Но Тамара любит его такого, она преображается к концу фильма и превращается из зачуханной тетки в интересную любящую женщину.

кадр из фильма
кадр из фильма

Фильм относится к редкой категории деликатных произведений о любви. В нем нет даже сцен поцелуев, а искры летят так, что каждый раз появляется желание досмотреть до конца. Возможно это относится только ко мне, но надеюсь, что и читателям близок фильм и его герои.