Как творческий человек, как специалист проработавший в российском кино 33 года на разных должностях - от инженера кинотеатра, до звукорежиссёра и режиссёра нелинейного монтажа документального кино, режиссёра и оператора стереоскопического кино (3D-кино) и продолжая работать, просто не могу молчать. Я обязан (именно так), обязан говорить!
Эта статья (как мне думается), на злободневную и актуальную проблему. Независимость российских кинотехнологий от внешнего мира, что с этим сегодня и почему всё так? На примере стереокино (3D-кино), я неоднократно показывал положение дел сегодня. Более того, я неоднократно предлагал конкретный план действий, что нужно сделать, чтобы в России появился независимый кинематограф нового толка и свойства, аналогов которому не будет в мире, востребованный и любимый зрителем, как это было во времена СССР. Я предлагал создание (воссоздание) в России отрасли кино "СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО", которое сегодня в России и на западе называют 3D-кино, но оно - это зачастую маловыразительное и откровенно фейковое 3D и в подмётки не годится тому, что создавали в СССР по своим на 100% независимым ни от кого технологиям под брендом "СТЕРЕОКИНО"!
Давайте переформулируем вопрос и поставим его так: А есть ли сегодня в России, в мире те, кто всё же умеет или знает - как на самом деле можно использовать возможности 3D-кино в современной кинодраматургии, в современном киноязыке? Оказывается, ещё пока есть. Эти специалисты были в СССР, они создали технологии съёмки и проекции объёмного кино, которые по признанию самих же американцев - являлись лучшими в мире (премия "ОСКАР" за технологии объёмного кино и голографии институту НИКФИ (г. Москва) в 1991 году)! Есть в России эти специалисты и сегодня (пока ещё есть). Но нужны ли они российскому кино? Нет! А почему?
А вот почему. Сегодня, в 2023 году, уникальный советский, а ныне - российский научно-исследовательский кино-фото институт, который создавал абсолютно все технологии советского кино и сделал киноиндустрию СССР великой независимой кинодержавой (а их было всего две на Планете - СССР и США), тот самый наш институт НИКФИ (создан в 1929 году) - он просто практически де факто уничтожен государством РФ и это катастрофа отечественной кино-науки! Там сегодня, в 2023 году - царит запустение, пустые коридоры и всё очевидно готовится на продажу. Напомню, что это специалисты НИКФИ впервые в мире создали в 1941 году безочковое 3D-кино, а в Москве в этом же 1941 году открылся первый в мире 3D-кинотеатр, в котором эффект объёма зрители могли видеть без всяких очков! Это в НИКФИ придумали новые виды кинозрелища "Панорамное кино", "Безочковое стереоскопическое кино", "Вариоскопическое кино", в 1976 году изобрели и продемонстрировали впервые в мире голографическое кино, а в 1984 году цветное голографическое кино!
Да всех достижений советских инженеров и специалистов в сфере кинотехнологий здесь не перечесть! Но сегодня, здесь и сейчас при известной в стране и в мире гео-политической ситуации, в 2023 году почему-то Министерство культуры РФ, студия Горького, которой "слили" в подчинение огромный Научный институт (ЗАЧЕМ?), просто тупо "сводят в ноль" единственный в Российской киноотрасли институт НИКФИ. Разве сегодня России не нужна независимая киноиндустрия, России не нужны свои собственные технологии кино? Да нужны ведь, причём остро! Но государство в лице чиновников Минкульта последовательно разрушает остатки нашей кино-науки, это что? Это КАК?
На дворе 2023 год. Я, автор этой статьи И.Г. Дауров, член Союза кинематографистов России, автор стереоскопических технологий объёмного кино, человек успешно снимающий стереокино по отечественным технологиям, направил в ряд организаций, лично кинематографистам, в Министерство культуры РФ конкретные и детализированные предложения по созданию (воссозданию) российских технологий объёмного кино, чтобы на новой независимой технологической отечественной базе возродить некогда супер-успешную киноотрасль "СТЕРЕОКИНО". И вот что я получил в ответ от Министерства культуры, в лице директора "Департамента по Кинематографии и цифровому развитию" г-на Д. А. Давиденко.
Министерство Культуры РФ 18.04.2023 № 1243-03-5@
Поддерживая Вашу инициативу по вопросу суверенитета российского
кинематографа в технологической сфере сообщаем следующее. Государственная поддержка отечественного кинематографа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и направлена на производство, прокат и показ национальных фильмов, включая проведение различных киномероприятий.
Финансирование производства национальных фильмов и проведение
киномероприятий осуществляется в рамках государственной программы
«Развитие Культуры» в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минкультуры России на эти цели.
Согласно описанию, Ваши предложения по развитию сферы стереокино
предполагают проектирование и создание новой цифровой стереокамеры,
новых цифровых проекторов, разработку и внедрение российского аналога экрана с картинкой высокого разрешения, а также целый ряд мероприятий для подготовки специалистов по производству кино в формате ЗD и выделение дополнительного финансирования для поддержки производства таких фильмов. Однако ввиду ограниченного финансирования средства на эти цели в федеральном
бюджете не предусмотрены.
Вместе с тем сообщаем, что при Министерстве культуры Российской
Федерации действует Межведомственная комиссия по импортозамещению. Вопрос целесообразности развития стереокино требует детальной проработки профессиональным сообществом кинематографистов. В случае предоставления более подробной информации по результатам проработки вопроса, включая его
техническое и экономическое обоснование, он может быть рассмотрен указанной комиссией.
Одновременно сообщаем Вам о новых российских разработках в области
кинопоказа. Так техническим департаментом компании «Централ Партнершип» разработан не имеющий аналогов уникальный для российского кинопоказа формат «КосМАКС». По информации разработчиков он сочетает максимально четкое насыщенное изображение и удивительно глубокий и детализированный звук, что позволяет максимально оценить все звуковые нюансы и визуальное
богатство картины. Производство фильма в этом формате подразумевает съемку в высочайшем разрешении с увеличенным размером кадра, позволяющим получить более полное изображение для идеальной реализации замысла создателей фильма. Для получения эффекта полного погружения в действие фильма создается фонограмма с расширенными динамическим и частотным диапазонами и особенной детализацией, которая при воспроизведении на премиальном звуковом оборудовании позволяет добиться равномерного звука в каждой точке зала и абсолютной четкости.
Первый фильм, выпущенный в уникальном формате — космическая драма
«Вызов» режиссера Клима Шипенко.
Подпись: Директор департамента Кинематографии и цифрового развития Д.А. Давиденко.
Вот такой ответ я получил, дорогие друзья... Я не понял, зачем чиновник Департамента Кинематографии и цифрового развития рассказал мне, киноинженеру по первому образованию про «КосМАКС»? Когда я впервые услышал про это по ТВ, меня охватил стыд как говорится "испанский". Это что такое - «КосМАКС»? Вероятно это всем известный IMAX, который официально "ушёл" из России в июне 2022 года, либо приостановил свою официальную деятельность. Но оборудование осталось, никуда его не вывозили, оно - есть собственность ряда российских киносетей. И что? А то, что его просто продолжают использовать российские кинопрокатчики, показывая в том числе зарубежные "запрещённые западом" кинофильмы так сказать "под чёрным флагом".
Так вот, Первый канал и производитель фильма "ВЫЗОВ" решил показать этот фильм в том числе и на гигантском экране IMAX по технологии и с использованием кодирования кинопакета и оборудования IMAX, назвав это «КосМАКС». Не стыдно, господа? Вместо того, чтобы делать своё, мы продолжаем эксплуатировать канадскую технологию, пока она не рассыплется по винтикам? А дальше что? Ждём пока "всё наладится"? "Ждуны" - так это про «КосМАКС»? Это и есть "прорыв"? Это и есть "ВЫЗОВ"? Ну "взломали" наши спецы этот IMAX - это и есть повод для "гордости", чтобы целый директор Департамента по Кинематографии это, явно с удовольствием нам "сообщал"? В этом заключается "государственная политика" Департамента по Кинематографии и цифровому развитию Министерства культуры РФ? Мы вот так будем и дальше "развивать" независимые отечественные технологии кино?
Т.е., согласно официального ответа Министерства культуры РФ, денег на развитие сферы стереокино, проектирование и создание новой цифровой стереокамеры, новых цифровых проекторов, разработку и внедрение российского аналога экрана с картинкой высокого разрешения, а также целый ряд мероприятий для подготовки специалистов по производству кино в формате ЗD (я вообще-то писал не про 3D, а про СТЕРЕОКИНО, что не одно и тоже, хотя и обозначает вид кино - объёмное стереоскопическое кино) и выделение дополнительного финансирования для поддержки производства таких фильмов, на эти цели денег нет? А на что есть? На подмену в виде смены названия с IMAX на «КосМАКС»?
Я крайне не люблю приводить в подобных статьях какие-то цифры, обозначающие денежное выражение по "решению вопроса" построения российской цифровой профессиональной стерео (3D) камеры-моноблока по выгодно зарекомендовавшей себя отечественной технологии "Стерео-70", но в виде исключения, здесь назову эти ориентировочные цифры. Для разработки прототипа профессиональной отечественной стерео-камеры моноблока методом обратного инжиниринга, потребуется около 20 млн. рублей и примерно 15 месяцев соответствующих работ. На разработку "серийного" образца с учётом упора на "импортозамещение", с использованием отечественных компонентов в каком-то процентном отношении к общей элементной базе и отечественного внутреннего ПО, вероятно уйдёт ещё какое-то время и средства. Речь что, о миллиардах долларов? Нет ведь!
Если считать всё вместе - включая разработку и создание стереокамеры, съёмку короткого презентационного (для прессы и кинематографистов) стереоскопического игрового фильма, а потом и съёмку полного метра в стерео-формате, то это всё обойдётся примерно в 3 миллиарда рублей и 3,5 года работ от старта на разработку камеры - до экранного результата в виде готового коммерческого стереоскопического художественного фильма с участием лучших сил отечественного кино. Таких денег у государства нет? Смешно! Потому что ежегодно государство в том или ином виде субсидирует федеральные телеканалы на десятки миллиардов рублей ВООБЩЕ БЕЗВОЗВРАТНЫХ средств!!! А здесь предлагается создавать КОММЕРЧЕСКИЙ кинопродукт нового свойства и качества, и денег нет?
Я бы очень хотел ошибиться, но у меня закралось подозрение, что в Министерстве культуры РФ, в Департаменте по кинематографии и цифровому развитию вообще не поняли, о каком таком "стереокино" идёт речь? Ведь мне ответили про звук, который "уникален" в фильме "ВЫЗОВ". Хочется надеяться, что всё же кто-то разъяснил (разъяснит) чиновникам Минкульта, что "стерео" - это не про звук в кино, а про особую технологию создания объёмного изображения, которую в СССР называли "СТЕРЕОКИНО", stereo - от латинского "объёмный, телесный"... При чём тут звук?
О да, так и с такими "деятелями" по "замещению" мы конечно, "перестроим" и "создадим" независимую кинотехнологию в России просто в два счёта, только по факту её как не было, так и не будет. Снова что-то "ждём"? Что?