Найти в Дзене
Особый взгляд

Рисуют ли незрячие люди?

«В школе для слабовидящих, где я училась, одна девочка, которая видела в детстве, рисовала пейзажи по своим воспоминаниям». «Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными. Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org. Елена, незрячая «Незрячим доступно множество различных хобби: вязание, плетение из бисера, лепка из глины и многое другое. Только рисование и слепота для многих кажутся вещами несовместимыми. Лично я с этим согласна. Когда видела хорошо, любила рисовать на бумаге и в программах на ноутбуке, но после потери зрения даже не пыталась взять в руки карандаш или кисть. Во-первых, без зрения слишком сложно контролировать, все ли правильно ты делаешь. Один штрих не туда — и рисунок испорчен, две смешавшиеся капли краски — и вот получился совсем не тот оттенок. Гораздо проще взять рассортированный по цветам бисер или пряж
Оглавление
«В школе для слабовидящих, где я училась, одна девочка, которая видела в детстве, рисовала пейзажи по своим воспоминаниям».
Иллюстрация: Галина Воробьева
Иллюстрация: Галина Воробьева

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Елена, незрячая

«Незрячим доступно множество различных хобби: вязание, плетение из бисера, лепка из глины и многое другое. Только рисование и слепота для многих кажутся вещами несовместимыми.

Лично я с этим согласна. Когда видела хорошо, любила рисовать на бумаге и в программах на ноутбуке, но после потери зрения даже не пыталась взять в руки карандаш или кисть.

Во-первых, без зрения слишком сложно контролировать, все ли правильно ты делаешь. Один штрих не туда — и рисунок испорчен, две смешавшиеся капли краски — и вот получился совсем не тот оттенок. Гораздо проще взять рассортированный по цветам бисер или пряжу.

Во-вторых, невозможно оценить результат своей работы. На холсте может получиться что-то приличное, а может и мазня, ты об этом не узнаешь и не сможешь в полной мере насладиться плодом своего творчества. Лучше уж сделать объемную фигурку из глины.

И я человек, который раньше видел и даже немного рисовал, а незрячим с рождения данное хобби может показаться еще менее привлекательным, ведь название цветов для них лишь сочетание букв. Незрячий с рождения может знать,, что небо голубое, а трава зеленая, но он даже не задумывается о том, что у молодой листвы, лайма, травы или салата совершенно разные оттенки зеленого.

Однако это вовсе не значит, что незрячие люди не пробуют рисовать. Они особым образом размечают холст тактильными метками, чтобы изобразить желаемые объекты в нужных местах, много тренируются. Я слышала про мужчину, незрячего с рождения, он захотел научится рисовать. В начале пути его рисунки были похожи на детские, но постепенно получались все лучше и лучше. Также в школе для слабовидящих, где я училась, одна девочка, которая видела в детстве, рисовала пейзажи по своим воспоминаниям.

Даже в обществе слепых организовывали мастер-классы по рисованию, но ходили туда только слабовидящие.

Подведу итоги: есть незрячие, которым интересно рисование, но большинство предпочитает более доступные и понятные занятия, чтобы наслаждаться не только процессом, но и результатом».

Екатерина, незрячая

«До 22 лет, имея 0,5% зрения на одном глазу, я обожала рисовать. Что было под рукой, то и использовала. Шариковые и гелевые ручки, простые или цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель. Все исключительно методом бесконечных проб и ошибок. С видением цвета, смешением оттенков у меня все было в порядке. Я не знала теории построения композиции, не могла уловить пропорций, долго не знала, как правильно расставлять светотени и акценты. Мультяшные картинки выходили легче всего.

Разглядеть лицо в деталях я смогла только на цветном телевизоре, когда по всем каналам крутили сериалы. Для меня открылся мир мимики и выражений. Глаза, нос, губы – крупным планом, на долгие минуты. В копилку запомнившихся образов вошли модели со страниц журналов, через лупу рассмотренные фотографии. Я не смогла нарисовать ни одного портрета друга, но зато от души развернулась моя фантазия в изображении любимых героев из книг, так, как я себе их представляла.

Регулярных уроков по рисованию в школе не было. но пообщаться пару раз с учительницами ИЗО удалось. Одна объяснила мне, что нельзя всю картину делать одинаково яркой, главные герои на первом плане, им самые четкие линии, самые контрастные тона. Чем дальше предмет от фокуса, тем он бледнее. Другая учительница рассказала о пропорциях лица, тела, перспективе. Я все равно продолжала рисовать, как несет вдохновение, но определенную точность и выразительность новые знания моим работам добавили без сомнения.

После окончательной потери зрения жажда рисовать никуда не делась. Но я не видела цвет, не могла размешать краски, играть с тоном, светом и тенью. Мне не захотелось суррогата в творчестве. А любые тактильные картины, каким бы методом они не были изображены, мне казались именно суррогатом. Альтернативой могла послужить резьба по дереву, но без преподавателя лезть в новое хобби не хочется. Да и материал не валяется под рукой. Теперь творить в удовольствие получается лишь через переплетение слов, попытки найти самые точные выражения, отобразить самые яркие образы и впечатления».