Найти тему
Прогулки по...

В Зазеркалье

Прогулка по современному балету

В Московском музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко поставили современный балет «Зазеркалье» по мотивам произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Музыка написана специально для постановки Василием Пешковым. Сценарий и хореографию создал Константин Семёнов, декорации и костюмы сделаны по эскизам Марии Трегубовой.

Афишный баннер спектакля "Зазеркалье", МАМТ, 2023.
Афишный баннер спектакля "Зазеркалье", МАМТ, 2023.

Постановку показывают на малой (верхней) сцене театра, где сцены как таковой нет, но зато очень удобны зрительские места, расположенные лесенкой – видно хорошо отовсюду. Соответственно никакой оркестровой ямы тоже нет, звуковое сопровождение идёт в записи. И музыка, надо сказать, не разочаровала, она вполне соответствует фантасмагоричности сюжета, за что отвечает синтезатор. Есть в ней и бодрящие скрипичные мелодии – намёк на английские мотивы (даже скорее ирландские, но тут я не большой знаток), ведь Кэрролл родом из графства Чешир.

Не стоит ждать от спектакля «пересказа» сюжета книги, это скорее зарисовки на тему произведения и чуть-чуть про самого Кэрролла – про его страсть к шахматам и дружбу с девочками-девушками.

В программке к спектаклю дан сценарный план балета:

Интродукция. Шахматы

1. Зазеркальный дом

2. Встреча с Кэрроллом

3. Алиса в саду

4. Встреча с Чёрной королевой

5. Голоса в поезде

6. Встреча с Ланью

7. Братья Труляля и Траляля

8. Сон Чёрного короля. Ворон

9. Встреча с Белой Королевой

10. Шалтай-Болтай

11. Королевская рать

12. Волшебный лес

13. Львы и Единороги

14. Коронация Алисы. Пир

15. Финал

-2

По прошествии нескольких дней после спектакля я помню каждый пункт за исключением № 5, при том что балет идёт 70 минут. Однако, назвать спектакль балетом, хоть и современным, в чистом виде нельзя. Это скорее синтетический спектакль на основе современного танца и пластики. Есть в нём моменты, когда танца нет совсем, и только в одной сцене – «Львы и Единороги» девушки встают на пуанты.

Я понимаю, что задача у постановщиков была сложная – показать в сценическом пространстве (без традиционной сцены с кулисами и машинерией) волшебство, сказку, сюрреальность. И, надо сказать, это удалось. Во-первых, за счёт дым-машины – дыма было много, даже очень, что некоторых может отпугнуть, но он создаёт атмосферу то ли сна, то ли ирреальности и помогает скрывать технический персонал, который изображает, например, медленный полёт предметов мебели в «Зазеркальном доме». В этой сцене великолепно минималистское декорационное решение с двумя подвижными треугольными платформами на колёсиках, которые изображают комнату Алисы в двух измерениях. А так как Алис в этом спектакле две, то измерения можно воспринимать как пространственные (в реальности и в зазеркалье), так и временные (Алиса в детстве и повзрослевшая Алиса).

Зазеркальный дом. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.
Зазеркальный дом. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.

На колёсиках тут, кстати, много чего движется – и ёлки в лесу, и юбка Чёрной Королевы, и кресла (кстати, наверное, именно «танец» с этими креслами и был той сценой №5).

Действующей декорацией является и занавес, отгораживающий полсцены справа. Помните сюрреальную Красную комнату в фильме Линча «Твин Пикс»? Вот тут сделано что-то в этом роде, только комнаты нет, но есть занавес, которые может скрывать всё, что угодно. Немного отдаёт цирком, но в хорошем смысле.

Шалтай-Болтай. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.
Шалтай-Болтай. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.

Непосредственно танцы в балете занимают, наверное, не более половины времени спектакля. Они долго не начинаются. Я не отношу к танцу те движения, которые совершают «шахматные фигуры» в интродукции. Даже не сразу включаешься и понимаешь, что это шахматы, но потом пытаешься угадать, кто из них кто, по тому, как они двигаются. Проще всего с конём и ладьёй. Поймут те, кто хоть как-то знаком с игрой в шахматы. Кстати, съедает одна фигура другую почти натуральным способом – укусом в горло.

Хороши в балете дуэты – женские (Алиса и Белая королева), мужские (Труляля и Траляля) и обоеполые. Каждый решён в своём темпе и в характере персонажей. А их пластические характеристики прописаны явно, многие с юмором, что замечательно. Это требует большого актёрского мастерства от исполнителей, тем более что некоторые из них исполняют несколько ролей в спектакле. Например, Елена Соломянко, выходящая какой-то текучей, изящной и недоступной Ланью с длиннющим полупрозрачным шлейфом и припорошенными инеем рожками, затем появляется в роли прихотливой, немного капризной, но доброй Белой Королевы.

Елена Соломянко - Белая Королева. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.
Елена Соломянко - Белая Королева. Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.

Евгений Жуков исполняет роль задумчивого писателя-интеллектуала, затем выезжает Чёрной Королевой, совсем даже не злобной, а затем танцует как Чёрный Король в прикольных шортиках, полупрозрачных колготках и на каблуках, создавая немного пародийный образ сказочного монарха (он мне напомнил и Короля в старом фильме «Золушка», и Лимона в балете «Чиполино»).

Для меня спектакль (16 апреля утром) в артистическом плане сделала не главная героиня, точнее героини (Валерия Муханова и Анастасия Лименько), а именно те, кто исполнял сказочных персонажей, в том числе очень юморные Братья Труляля и Траляля (Юрий Выборнов и Иннокентий Юлдашев), чей дуэт был весьма сложен технически. Возможно так случилось потому, что образы этих персонажей более конкретны и «прописаны» ролью, в отличие от «реалистичной» Алисы, которую хотелось бы видеть более изящной. Как это ни странно, от Алисы осталось ощущение бесконечного бега…

Алиса и Белая Королева (Елена Соломянко). Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.
Алиса и Белая Королева (Елена Соломянко). Фото - Карина Житкова, МАМТ, 2023.

Надо отметить, что большую роль в спектакле играет и мимика артистов, а это было бы труднее воспринимать в большом зале. Есть даже моменты, когда артисты взаимодействуют с публикой – например, дают потрогать огромные яйца, символизирующие Шалтая-Болтая (Евгений Дубровский). Такие приёмы отлично воспринимаются детьми, коих в зале было очень много, и все внимательно следили за происходящим. Дети были разного возраста, даже лет пяти, хотя балет не обозначен как детский. Поэтому рекомендую сводить, если ваше чадо рвётся к искусству!