Прогулка по современному балету
В Московском музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко поставили современный балет «Зазеркалье» по мотивам произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Музыка написана специально для постановки Василием Пешковым. Сценарий и хореографию создал Константин Семёнов, декорации и костюмы сделаны по эскизам Марии Трегубовой.
Постановку показывают на малой (верхней) сцене театра, где сцены как таковой нет, но зато очень удобны зрительские места, расположенные лесенкой – видно хорошо отовсюду. Соответственно никакой оркестровой ямы тоже нет, звуковое сопровождение идёт в записи. И музыка, надо сказать, не разочаровала, она вполне соответствует фантасмагоричности сюжета, за что отвечает синтезатор. Есть в ней и бодрящие скрипичные мелодии – намёк на английские мотивы (даже скорее ирландские, но тут я не большой знаток), ведь Кэрролл родом из графства Чешир.
Не стоит ждать от спектакля «пересказа» сюжета книги, это скорее зарисовки на тему произведения и чуть-чуть про самого Кэрролла – про его страсть к шахматам и дружбу с девочками-девушками.
В программке к спектаклю дан сценарный план балета:
Интродукция. Шахматы
1. Зазеркальный дом
2. Встреча с Кэрроллом
3. Алиса в саду
4. Встреча с Чёрной королевой
5. Голоса в поезде
6. Встреча с Ланью
7. Братья Труляля и Траляля
8. Сон Чёрного короля. Ворон
9. Встреча с Белой Королевой
10. Шалтай-Болтай
11. Королевская рать
12. Волшебный лес
13. Львы и Единороги
14. Коронация Алисы. Пир
15. Финал
По прошествии нескольких дней после спектакля я помню каждый пункт за исключением № 5, при том что балет идёт 70 минут. Однако, назвать спектакль балетом, хоть и современным, в чистом виде нельзя. Это скорее синтетический спектакль на основе современного танца и пластики. Есть в нём моменты, когда танца нет совсем, и только в одной сцене – «Львы и Единороги» девушки встают на пуанты.
Я понимаю, что задача у постановщиков была сложная – показать в сценическом пространстве (без традиционной сцены с кулисами и машинерией) волшебство, сказку, сюрреальность. И, надо сказать, это удалось. Во-первых, за счёт дым-машины – дыма было много, даже очень, что некоторых может отпугнуть, но он создаёт атмосферу то ли сна, то ли ирреальности и помогает скрывать технический персонал, который изображает, например, медленный полёт предметов мебели в «Зазеркальном доме». В этой сцене великолепно минималистское декорационное решение с двумя подвижными треугольными платформами на колёсиках, которые изображают комнату Алисы в двух измерениях. А так как Алис в этом спектакле две, то измерения можно воспринимать как пространственные (в реальности и в зазеркалье), так и временные (Алиса в детстве и повзрослевшая Алиса).
На колёсиках тут, кстати, много чего движется – и ёлки в лесу, и юбка Чёрной Королевы, и кресла (кстати, наверное, именно «танец» с этими креслами и был той сценой №5).
Действующей декорацией является и занавес, отгораживающий полсцены справа. Помните сюрреальную Красную комнату в фильме Линча «Твин Пикс»? Вот тут сделано что-то в этом роде, только комнаты нет, но есть занавес, которые может скрывать всё, что угодно. Немного отдаёт цирком, но в хорошем смысле.
Непосредственно танцы в балете занимают, наверное, не более половины времени спектакля. Они долго не начинаются. Я не отношу к танцу те движения, которые совершают «шахматные фигуры» в интродукции. Даже не сразу включаешься и понимаешь, что это шахматы, но потом пытаешься угадать, кто из них кто, по тому, как они двигаются. Проще всего с конём и ладьёй. Поймут те, кто хоть как-то знаком с игрой в шахматы. Кстати, съедает одна фигура другую почти натуральным способом – укусом в горло.
Хороши в балете дуэты – женские (Алиса и Белая королева), мужские (Труляля и Траляля) и обоеполые. Каждый решён в своём темпе и в характере персонажей. А их пластические характеристики прописаны явно, многие с юмором, что замечательно. Это требует большого актёрского мастерства от исполнителей, тем более что некоторые из них исполняют несколько ролей в спектакле. Например, Елена Соломянко, выходящая какой-то текучей, изящной и недоступной Ланью с длиннющим полупрозрачным шлейфом и припорошенными инеем рожками, затем появляется в роли прихотливой, немного капризной, но доброй Белой Королевы.
Евгений Жуков исполняет роль задумчивого писателя-интеллектуала, затем выезжает Чёрной Королевой, совсем даже не злобной, а затем танцует как Чёрный Король в прикольных шортиках, полупрозрачных колготках и на каблуках, создавая немного пародийный образ сказочного монарха (он мне напомнил и Короля в старом фильме «Золушка», и Лимона в балете «Чиполино»).
Для меня спектакль (16 апреля утром) в артистическом плане сделала не главная героиня, точнее героини (Валерия Муханова и Анастасия Лименько), а именно те, кто исполнял сказочных персонажей, в том числе очень юморные Братья Труляля и Траляля (Юрий Выборнов и Иннокентий Юлдашев), чей дуэт был весьма сложен технически. Возможно так случилось потому, что образы этих персонажей более конкретны и «прописаны» ролью, в отличие от «реалистичной» Алисы, которую хотелось бы видеть более изящной. Как это ни странно, от Алисы осталось ощущение бесконечного бега…
Надо отметить, что большую роль в спектакле играет и мимика артистов, а это было бы труднее воспринимать в большом зале. Есть даже моменты, когда артисты взаимодействуют с публикой – например, дают потрогать огромные яйца, символизирующие Шалтая-Болтая (Евгений Дубровский). Такие приёмы отлично воспринимаются детьми, коих в зале было очень много, и все внимательно следили за происходящим. Дети были разного возраста, даже лет пяти, хотя балет не обозначен как детский. Поэтому рекомендую сводить, если ваше чадо рвётся к искусству!