"Наши дети ничего нам не должны! Когда мы заболеем, состаримся или сойдем с ума, мы сами сдадим себя в дом престарелых, чтобы не заедать жизнь молодых." Так говорят все здоровые, полные сил, находящиеся в здравом рассудке родители, любящие своих детей. Потому что они не эгоисты, и им, окажись они в таком состоянии, будет уже все равно, кто подаст стакан воды. В конце концов, они установят себе прикроватный кулер, чтобы никого не обременять. Ничего, напьются как-нибудь, если жажда замучает. А что еще нужно старым, немощным и дементным?
Сейчас и узнаем у них самих. Смотрим психологическую драму режиссера Флориана Зеллера "Отец" (2020).
У восьмидесятилетнего Энтони (Энтони Хопкинс) деменция, вернее та ее стадия или разновидность, когда у человека происходят эмоционально-психологические изменения. К нему регулярно приходит дочь Энн (Оливия Колман), которая пытается нанять отцу сиделку. Но Энтони всех прогоняет или они сами уходят в результате его негативного настроя. Пожилой человек уверен, что ему никто не нужен, что он сам может позаботиться о себе. А эти все сиделки только и думают, как что-нибудь стащить. Он уже замучился прятать от них свои часы.
А Энн замучилась их искать. Впрочем, у отца не так уж и много тайников в квартире. Беда в том, что никто у него ничего не крал, а сам он стремительно теряет память. Энтони живет в своем воображаемом мире, который выглядит для него абсолютно реальным, этот мир имеет смещенные временные пласты, в нем живут люди из его прошлого, в том числе его умершая вторая дочь.
В квартире Энтони все время появляются какие-то незнакомые люди, хотя на самом деле он их давно знает, во всяком случае, так они ему говорят. Но и это не самое пугающее. Хуже всего, что само пребывание в этой квартире - тоже плод воображения самого Энтони. Он (а на самом деле его сознание) периодически совершает какие-то виртуальные экспедиции в разные места, а когда возвращается из них, то уже оказывается не у себя дома, а в квартире Энн.
Когда в очередной раз он "вернулся", то оказался в какой-то незнакомой комнате, явно казенной. Там не было ни его мебели, ни вещей, ни Энн, ни этих странных визитеров. Зато там было окно в незнакомый сад и дверь в коридор с такими же дверями.
Терпеливая сиделка, наверняка уже в сотый раз, спокойно объяснила Энтони, что это дом престарелых, и что он здесь уже два месяца, ровно столько, сколько его дочь Энн проживает во Франции, куда она уехала к своему жениху. Энтони встревожен, он ничего не понимает и не помнит. "Почему я здесь? Как она могла меня бросить? Я словно дерево на ветру, потерял все свои листики..."
Энтони плачет и мы плачем вместе с ним, а сиделка ласково убеждает его собираться на прогулку. А еще он хочет к маме, символично да? Старый отец, которого дочь определила в приют, ищет маму. В любом возрасте и при любом состоянии памяти мы будем искать свою мать, уверенные, что только она нас защитит. Возвращаюсь к своему вопросу в начале: что нужно старым, немощным и дементным? Им нужна защита. И кто-то из них не находит ее у своих детей.
Мне тоже, как и вам, в этой истории жалко всех. Уверена, что Энн старалась сколько могла, но ей удалось найти лишь такой выход. Работа, шанс построить свою личную жизнь, постоянно ухудшающееся состояние отца - вариант с домом престарелых показался женщине единственно возможным. Но мне думается, что от поиска сиделок можно было пока не отказываться. Хотя, это ведь ее отец, ей виднее. Сиделку ведь тоже надо контролировать, а из Парижа в Лондон не налетаешься.
Мне придется провести некоторую параллель с этим фильмом. Я с самого моего детства знаю одну хорошую семью, в которой не так давно взрослые дети определили свою мать в дом престарелых. Женщине больше восьмидесяти лет, у нее здоровое сердце, прекрасная память, отличные зрение и слух. Она почти не может ходить, быстро устает и испытывает постоянную мышечную слабость, ей требуется помощь в ванной, на кухне и сопровождение на улицу в коляске. Проживает в своей квартире со всеми удобствами и оформленными льготами, в шаговой доступности от сына и в двадцати минутах от дочери. Трое взрослых внуков, благополучных и работающих. Казалось бы, можно было нанять сиделку с проживанием, и даже с медицинским образованием, материально семья хорошо обеспечена. Но дети поступили иначе. Сказали, что "ей там хорошо, а они свои жизни менять не хотят".
Вот и подумалось, зачем тогда нам в молодости вся эта суета с организацией ячейки общества? Ведь пока мы здоровы, нам и в одиночку прекрасно, а уж если слегли, то один исход.
Фильм посмотрите обязательно. Энтони Хопкинс в очередной раз поражает своим актерским гением, воистину талант неисчерпаем, если он дан. Картина получила множество наград и номинаций, в том числе два Оскара, один из которых, естественно, за лучшую мужскую роль.
А у меня на сегодня все.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, берегите свое здоровье и оставайтесь на О!СЮЖЕТ.
И помните: память - это паспорт личности, а совесть - средство от её распада. Про лайк и отзыв тоже не забывайте.