4 мая 1935 года Сталин изложил очередную установку партии: «Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших совхозах и колхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое, вчетверо больше, чем она имеет теперь».
Показательный пример
Иосиф Сталин 4 мая 1935 года дал очередную установку партии. Речь шла о том, что люди должны овладеть техникой, стать настоящими профессионалами на первоклассных заводах и фабриках СССР. Именно тогда страна получит эффект втрое или вчетверо больше, чем есть на тот момент. Основой рабочего класса на заводах на тот момент были необразованные крестьяне, которые бежали из разоренных деревень в город в поисках лучшей жизни. Для того чтобы показать им, как нужно трудиться на благо Родины, нужен был героический пример. В 1935-36 годы годах труженики стали равняться на стахановцев как на пример передовиков производства.
Кто же эти люди, и как они стали как они стали настолько знаменитыми? -
В конце 1935 — начале 1936 года внимание советских граждан было приковано к стахановцам. Газета «Известия» регулярно публиковала отчеты о конгрессах стахановцев и об их встречах со Сталиным. Заводам и стройкам первых пятилеток были нужны квалифицированные рабочие. Государство спешно обучало бывших крестьян управляться с гаечными ключами и отбойными молотками.
А учить, как известно, лучше на примерах. Неудивительно, что быстро появился образцовый герой, за которым пошли миллионы. На роль героя был назначен донецкий шахтер Алексей Стаханов.
Работа наперегонки Бригады стахановцев организовывались везде. Наперегонки доили коров, шили робу и одежду, солили огурцы, варили сталь. Газеты пестрили заголовками об очередных победах. Был даже пример больного, который ушел самовольно из больницы с приступом аппендицита, чтобы установить новый рекорд в производстве.
Растет массовость стахановского движения и в сельском хозяйстве. Всенародным смотром стахановских побед социалистического земледелия является Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.
Во всех отраслях народного хозяйства растет многообразие форм и методов стахановского труда. В основе этих стахановских методов лежит разделение труда, правильная организация рабочего места, устранение потерь и уплотнение рабочего дня, рационализация технологических процессов и другие принципы повышения производительности труда.
Все большую роль в развитии массового стахановского движения играют многообразные формы передачи стахановского опыта. Таковы стахановские школы, шефство стахановцев над отстающими рабочими, стахановский инструктаж и др.
Рост всенародного стахановского движения в третьей пятилетке идет под лозунгом подтягивания всей массы работников до уровня передовиков-стахановцев, достижения высокой производительности труда всеми трудящимися СССР. Таков лозунг социалистического соревнования имени третьей сталинской пятилетки.
Третья пятилетка — пятилетка перехода от индивидуальной стахановской работы к стахановским коллективам, возглавляемым передовыми командирами производства. Широко внедряются многоцикличная система работы в угольной, рудной и других отраслях горной промышленности, на строительстве московского метрополитена, скоростные методы в промышленном, шахтном и жилищном строительстве. Число стахановских коллективов во всех отраслях народного хозяйства непрерывно растет.
Теперь дело идет не только о передаче опыта отдельных стахановцев, но и целых стахановских коллективов. Широкий размах получает в третьей пятилетке техническое творчество стахановцев. Общественные смотры оборудования, инструментов, приспособлений, качества продукции, массового рабочего изобретательства ведут к подъему технической культуры наших предприятий.
Дальнейший рост числа рационализаторских предложений, открытий и изобретений в нашей стране неразрывно связан с развитием именно стахановского движения.
Чем актуален опыт стахановского движения
Достижения стали возможны благодаря замене прежней индивидуальной работы бригадной организацией труда с разделенными функциями.
Большинство людей работали на совесть, поскольку они были искренне воодушевлены идеей строительства нового общества. И естественно, что кто-то это новое общество должен был олицетворять. Для этого, собственно, и требовался культ передовиков производства.
Кроме этого, существенное влияние оказывали ещё и материальные стимулы.
В середине тридцатых годов были отменены нормированное снабжение, карточная система, у рабочих появился, говоря современным языком, потребительский выбор. Поэтому материальное вознаграждение стало действительно оказывать существенное влияние на повышение производительности труда. Причем интересно то, что пока новаторами было небольшое количество рабочих, бюрократию это устраивало, но когда в стахановцы стали зачислять сотни и тысячи рабочих, бюрократия оказалась не способной наладить планомерную работу по их массовому подъему на более высокие ступени технической квалификации. Отсюда возникла необходимость пересмотра технических норм, а следовательно, пересмотра и заработной платы рабочих…
Чтобы не делать ошибок, как это было в прошлом, необходимо выработать единую государственную политику в области промышленности и подготовки кадров:
- найти актуальные стимулы, побуждающие к активности — физические, ценностные, нравственные, духовные, и основываясь на них, целенаправленно и системно создавать условия для повышения трудовой активности молодёжи;
- необходимо разработать систему оценки трудовой деятельности, в том числе творческих профессий, понятную для всех тружеников;
- нужно воспитывать у молодежи уважение к людям труда и труду во всех его проявлениям.
Стахановское движение было не только работой на результат, но это были и передовые методы работы, и новации, и карьерные достижения.
Идея соревнования в профессии не нова. Этот принцип грамотные работодатели использовали всегда. Нужно возрождать систему профессионально-технических училищ.
Сейчас, необходима политическая воля, для того чтобы возродить рабочее движение и потребуются мастера-наставники, готовы обучать молодёжь трудовым, инженерным, творческим и научным специальностям, как это было в советское время.
90-е годы и последующие за этим 30 лет капитализма подкосили многих.
Предприятия закрывались, люди вынуждены были бросать работу на станках и переквалифицироваться в менеджеров. Но и это прошло.
Теперь мы опять понимаем, что без собственной промышленности нельзя говорить о безопасности государства, о его неуязвимости и высокой обороноспособности.
Многие из политиков начинали свой трудовой путь именно на заводах и фабриках, все мы помним, как это было - отработать трудовую смену. И пришло время возродить трудовую славу.
Но для этого так же необходимо начинать рассказывать о трудовых специальностях, об отечественном производстве, отечественных разработках и проводить показательные репортажи для молодёжи в производственных цехах, на фабриках и заводах. И вот именно этому Проект Просвещение хочет научить нашу современную молодёжь.
Нам надоело молча наблюдать, как наши дети снимают свои безсмысленные TicTok и кривляния на камеру, мы хотим научить их рассказывать об интересных людях, снимать репортажи о запуске новых производственных линий и мы готовы обучить их всему тому, что знаем сами.
Ждём так же мастеров трудовых специальностей, готовых обучать нашу молодёжь и быть наставниками в освоении новых трудовых специальностей...