Найти тему
Глазами Миллениала

"Плакать нельзя": холодный мир без права на эмоции

Я не поклонница сериалов, но иногда могу посмотреть какой-нибудь, где не более 10 серий. Одним из таких и стал "Плакать нельзя", четыре серии которого я "проглотила" за вечер.

Коля с мамой во время одной из немногих встреч
Коля с мамой во время одной из немногих встреч

В центре внимания - русская женщина Татьяна Ольсен и ее сын Коля, которые за два года до происходящих событий переехали в одну из скандинавских стран (в сериале страна не называется, скорее всего, это Финляндия). Причина проста: Татьяна вышла замуж за местного и уехала с ним в сказочно-благополучную страну.

И все шло хорошо. Коля ходит в школу, муж Ингвар - военный корреспондент - обеспечивает семью и искренне любит пасынка, который называет скандинава папой. Татьяна же - домохозяйка, ведущая, как по мне, довольно пустую жизнь. Да, дом ухожен, муж и сын в порядке, а сама Татьяна - не умница и не красавица - ведет блог. Она думает, что она "рассказывает о жизни в новой стране", но по факту, Татьяна живет в мире вещей, перечисляя, что и где она купила для дома, себя, мужа и сына.

Татьяна снимает блог, рассказывающий о ее жизни
Татьяна снимает блог, рассказывающий о ее жизни

Сразу несколько отсылок к другой русской (точнее, советской) киногероине, которая уехала в Скандинавию, выйдя замуж. Даже зовут ее также - Татьяна. Вот только героиня "Интердевочки" (а это именно на нее отсылки) уехала в Швецию, да и бэкграунд у нее другой, и мужа она не любила. И кстати, даже в прошлом у героинь есть пересечения: Татьяна Ольсен работала в России в гостинице (судя по всему, администратором), а ее тезка Зайцева-Ларсен - про...интердевочкой, в общем. И тоже в гостинице!

Но главная общая черта героинь - их пустая жизнь "за бугром". И дело не в окружении, дело в них самих. Интердевочка, ошалев от сытой капиталистической Швеции, ни в чем себе не отказывает на деньги мужа, тот покупает ей наряды, шубу и машину. Татьяна Ольсен же снимает свой бесполезный блог и ведет себя немногим лучше Таньки Зайцевой, зацикливаясь на вещах.

Но вернемся к сериалу.

Все меняется, когда Татьяна и Коля остаются одни: Ингвар-военкорр попадает в плен в Сирии, а позже приходит новость о его гибели. Татьяна не может сказать сыну, что папы больше нет.

Татьяна на взводе и срывается на самого близкого человека - Колю. Мальчик за словом в карман не лезет, случается ссора, в ходе которой происходит потасовка на глазах у соседки.

А на следующий день Коля не возвращается из школы. Татьяна (какая бы она ограниченная и глуповатая не была, она все же нормальная мать), закономерно ищет ребенка и находит его.... в социальной службе защите детства.

Да-да, ювенальная юстиция. Ребенок Татьяны теперь принадлежит не ей, а государству. На эмоциях десятилетний Коля пожаловался соцработникам, что "мама заставляет делать уроки и кричит".

И потом практически сразу жалеет о своих словах - его забирают от мамы, а дать задний ход невозможно. Тут нам демонстрируют систему - да, система есть везде.

Забранных детей содержат в интернате. И на первый взгляд, это образцовое заведение. Дети в тепле и чистоте, их хорошо кормят, они развлекаются, гуляют на территории.

Коля в интернате
Коля в интернате

Но вокруг царит какой-то дикий холод, не имеющий никакого отношения к тому, что действие сериала происходит зимой. Ледяная и лицемерная атмосфера, равнодушная и холодная. Именно такими предстают сотрудники соцслужб - жестокими и отмороженными. Любое проявление эмоций в их глазах - признак нестабильности. Ребенок плачет и кричит, потому что хочет к маме - проблемный. Мама плачет и кричит, потому что хочет забрать сына - в психушку ее. Которая по атмосфере и обстановке очень напоминает тот самый детский интернат.

Татьяна в психиатрической клинике
Татьяна в психиатрической клинике

Детей отдают в приемные семьи. Коля сначала попадает, как по мне, к настоящим чудовищам. Опять контраст пресловутого внешнего благополучия с ледяным равнодушием внутри. Пара, взявшая мальчика, селит его в комнате своей уехавшей дочери, даже не потрудившись убрать оттуда ее вещи и фото. Но это полбеды. Именно им (так как родная мать так и не смогла) приходится сказать Коле, что его обожаемый отчим-папа погиб.

Естественно, Коля в отчаянии, плачет и кричит. Он ребенок, нормальный живой ребенок, и его реакция - нормальная. И что делают эти "хорошие", в отличие от родной "плохой" матери родители? Утешают Колю, стараются его поддержать, успокоить?

Коля плачет - ему быстро дают понять, что это не в его интересах
Коля плачет - ему быстро дают понять, что это не в его интересах

Нет. "Проблемный". "Это уже слишком", - и мальчика возвращают обратно. Не сказать, что его это расстраивает, но сам факт - ужасен. Хотели поиграть и заработать, а когда "игрушка" начала показывать, что она - живой человек - сдали обратно.

Как вещь.

Второй Колин опекун - личность еще более одиозная. Живет в лесу один с собаками. Явно имеет проблемы с алкоголем, а в прошлом у него - мутная история с гибелью жены.

Вот таким людям отдают детей. Это не более, чем бизнес: за ребенка платят 3к евро в месяц, чем плохо?

В сериале мы знакомимся с Алексеем, его играет Иван Янковский. Его жизнь также поломали сотрудники соцслужб, разлучив с сестрой. Девочка в приемной семье покончила с собой из-за домогательств опекуна. Очередные "хорошие" родители.

Алексей, потерявший сестру из-за сотрудников службы защиты детства
Алексей, потерявший сестру из-за сотрудников службы защиты детства

Именно Алексей в итоге помогает все-таки воссоединившимся Татьяне и Коле сбежать в Россию на собачьей упряжке. Хотя и вынужден остаться сам, прикрывая их.

**********************************************************************************

Да, конечно, кино на то и кино, чтобы сгустить краски и гиперболизировать характеры. Татьяна - глуповатая и бесхарактерная, Коля - отчаянный максималист, распевающий песни на русском языке, Алексей - мрачный тип, стреляющий направо и налево а-ля Данила Багров. А главное зло, сотрудница соцслужбы Хильда - "снежная королева", жестокая и холодная, презирающая ту самую "толерантность", в которую себя загнали европейцы. Характеры даны мазками - но очень яркими и фактурными.

Мы понимаем, что Татьяна всегда плыла по течению, она не боец. Но сына она любит и сражается за него, как умеет. Коля, на которого вешают ярлык "проблемный" - обладатель сильного характера, который гнет свою линию не просто из вредности, а потому что не хочет ни под кого прогибаться. Грубый водитель Алексей - человек со сломанной судьбой, так и не проработаваший свою травму. А Хильда настолько обработана системой, что практически лишена человеческих черт, превратившись в винтик машины. Система судит поверхностно - как и Хильда.

***********************************************************************************Из плюсов сериала - довольно подробно объясняют, как устроена система в социальной службе защиты детства в Скандинавии. Порадовала актерская игра, особенно впечатлил Володя Левченко в роли Коли. Не просто симпатичный мальчик, а драматический актер.

Из минусов - неубедительный протагонист в виде Татьяны Ольсен. Зритель вроде как должен ей сочувствовать, и как мать - ее жаль, но как личность она не вызывает симпатии. Пустая, глуповатая, бесхарактерная тетка. Непонятно, как у нее вырос такой волевой сын и чем она зацепила весьма импозантного Ингвара.

Смотреть ли? Однозначно да. И нет, это не про "там все плохо, а у нас - хорошо". Скорее, о том, что система - везде система, которой очень сложно противостоять - особенно если ты находишься в чужой, эмоционально холодной обстановке.

От равнодушных и жестоких взрослых всегда страдают дети. Которые иногда так и не могут повзрослеть.