Растения никогда не заговорят с нами по-человечески, но медиахудожники, которые работают на стыке искусства и технологий, хотят это изменить. В своих арт-проектах они учат огурцы играть в игры, а помидоры — сочинять музыку
Ученые давно выяснили, что растения могут общаться друг с другом: канадский биолог Сьюзан Симард даже определила способ — обмен информацией происходит по каналам грибного мицелия, расположенного в лесной подстилке. Это напоминает устройство кровеносной системы в человеческом организме или даже интернет.
Плетут корни и рифмы
Растения чувствительны к малейшим изменениям окружающей среды, поэтому современные художники часто используют их в проектах на стыке науки, искусства и технологий — так называемом science art. Как правило, творцы экспериментируют с биоимпульсами представителей флоры, переводя их в понятные человеку музыку, графику и даже поэзию.
Главный экспериментатор в этой области — польский медиахудожник и футуролог Михал Бжезинский. Он специализируется на бисемиотике растений. Этой теме посвящены его проекты Body Language и Data Plant Poetry. В них он связывает технологические модели и интерфейсы с органическими системами, в данном случае — программирование и те процессы, которые происходят внутри растительных организмов.
Художник решил выяснить, что чувствуют и думают растения, и даже изобрел специальный термин — plantpoetry. С помощью УЗИ и электроэнцефалографии он своеобразным способом сформулировал язык дерева бонсай и перевел его в понятные человеку слова. Написанные таким образом стихи напоминают поэзию футуристов — беспредметный язык, лишенный грамматических связей.
Сначала художник создал субъективный словарь. На деревце воздействовал компьютер, который озвучивал разные слова и записывал реакцию растения на них. Получилась база данных, где определенным ответам были свойственны конкретные слова. Потом запускали обратный процесс: растение давало реакции, и компьютер подбирал под них из базы данных слова, с помощью которых затем составлял стихи.
Томатная соната
Похожий эксперимент устроил соотечественник Бжезинского — программист и музыкант Мацей Марковский. Он снимает клипы и программирует мультимедийные инсталляции. Kwartet na pomidory («Помидорный квартет») — его интерактивный проект, где композиторами выступают кусты томатов.
У каждого растения установлены датчики, которые измеряют влажность почвы, температуру воздуха и другие показатели. С их помощью задаются определенный ритм и гаммы для трех музыкальных инструментов: гитары, концертной цитры и фортепиано. Из этих звуков и рождается музыкальное произведение.
Игривые огурцы
А художница из соседней с Польшей Словакии Шпела Петрич научила растения играть. Она считает, что в этом процессе отражается присущее живым существам любопытство. Ее проект PL’AI объединяет две сущности — это выращенные из семян молодые побеги огурцов и робот, которым управляет искусственный интеллект.
С помощью 3D-сканера машина отслеживает состояние растения и на основе этих наблюдений создает ментальный образ огурцов — двигает усиками-проводами, на концы которых прикреплены разноцветные шарики. У огурца тоже есть усики — они тоже по-своему реагируют на движения робота, пытаются ухватиться за эти провода. У этой игры нет четких правил и цели, но в этом и вся суть.
Дочитали статью? Поставьте класс — нам будет очень приятно!
Интересно? Специально для вас собрали похожие материалы: