Twin Peaks?! Kingdom Ларса Фон Триера?! Lost?! Нет! 《CaRNiVàle》
Перед началом, после великой битвы между небом и адом, Бог создал Землю и дал господство над ней хитрой обезьяне, которую назвал человеком. .. И в каждом поколении рождалось Творении Света и Творение Тьмы. .. И великие армии сражались под покровом тьмы в древней войне между добром и злом. Тогда еще существовала магия. Благородство. И невообразимая жестокость. И так продолжалось до дня, когда ложное солнце взорвалось над Тринити, а человек навсегда променял чудо на рассудок. - Самсон (Майкл Дж. Андерсон)
Жуткая ретро-фэнтези о добре и зле, судьбе и воле, о двойственности человеческой природы на фоне прерий прошлого столетия, рассекаемые вагонами цирка уродов.
Есть телевизионная троица изменившая индустрию навсегда: "Твин Пикс", "Сопрано" и "Остаться в живых". Но только HBO смогли целиком и полностью перевернуть все с ног на голову. Не было ни цензуры, ни творческих ограничений: тот же "Сопрано" скрещивал психоанализ и гангстерские разборки, "Секс в большом городе" шокировал зрителей интимными разговорами и откровенными сценами, а «Клиент всегда мертв» изменил отношение к смерти.
"Карнавала" пошёл дальше - сложные конструкции чередуются с сюжетными арками и вставками со снами и видениями героев, которые выглядят как реальность. Сериал с первых минут целиком уходит в хитросплетенную мифологию, не настолько безумную как в "Твин Пиксе", но разы сложнее чем в "Lost". В полной мере раскрывая сторону магического реализма и сверхъестественного, рассказывает историю о неотвратимости судьбы с идеями христианской теологии, гностицизмом, аватарами из индуистской философии, масонством и тамплиерами.
Священник, отстаивающий права иммигрантов и защищающий сирот, наделен силой раскрывать людские грехи и заставлять их говорить правду - по сути является представителем дьявола, обречённый скитаться по свету, но продолжающий сеять зло, заставляющий людей раскрывать свои грехи, которые вынуждают их совершать ещё более гнусные вещи. А силы добра выбирают молодого парнишку, наделенного силами целить и оживлять, стать новым пророк не знающим своего предназначения. Но однозначно сказать так ли это, невозможно - все мы одновременно слуги добра и слуги зла, от чего борьба становится страшнее и ведётся ожесточенно.
Зрителей заставляют искать между героями параллели, считывать исторический контекст, улавливать метафоры и религиозный символизм, в отличие от "Твин Пикса", где зритель сначала заманивается, а затем полностью растворяется в пространстве сериала, "Карнавал" предлагает сыграть в игру, разобраться в разложенных на столе картах Таро.
Это кстати и могло стать фатальной ошибкой для еженедельного формата, совсем ещё молодой зритель кабельного телевидения был не готов. Тоже в свое время убило сериал-прародитель Дэвида Линча, практически одинаково они и обрываются. Но вот есть ли у "Карнавала" шанс вернуться спустя 25 лет?! С каждым годом, кажется, ответить на этот вопрос все труднее.
Зато сериал продолжает жить в других проектах. Райан Мерфи позаимствовал у "Карнавала" структуру, фабулу, отдельные сцены и персонажей. И нет, это не одна тематика, культура цирка-уродов или общие корни прорастающие от "Уродцев" (1932), это именно "было ваше, стало наше". Но в сравнении, четвёртый сезон "Американской истории ужасов" - бездушная ярмарка выходного дня, а "Карнавал" - мифический шабаш на грани истории и безумия.