В каком бы времени мы не жили, и взрослым, и детям всегда напоминают: безопасность – личная ответственность каждого из нас.
Но насколько хорошо мы знаем, какие действия необходимо совершить, когда человек потерял сознание? Что делать, если укусила пчела? И какие методы обучения в школе помогут лучше всего запомнить и закрепить необходимые знания?
Путь от знаний к спасению начинается со школьной скамьи в наших медицинских классах.
С 8 класса ребята проходят курсы первой помощи в школе. На них они учатся оказывать первую помощь при потере сознания, остановке дыхания и кровообращения, артериальном и венозном кровотечениях, отравлениях и утоплениях, ожогах и обморожениях, осваивают основы десмургии.
А уже в 10-11 медицинских классах подростки закрепляют пройденное и узнают современные аспекты первой помощи.
Первые внешкольные исследования темы ученики 10 класса проводят в музее первой помощи на станции им. Пучкова. Там, изучая подлинные документы, предметы, общаясь с носителями профессии фельдшера, ребята знакомятся с историей службы скорой помощи более чем за столетний период – с конца XIX века до современности.
Причём знакомство с инструментами и оборудованием для оказания первой помощи периода от дореволюционного времени до наших дней даёт школьникам возможность оценить всю важность модернизации медицины в целом.
Ребятам интересно узнать, как оказывалась первая помощь в период пандемии, какие новшества были введены и какие приборы стали использоваться после этой пандемии. Знакомство с работой диспетчерской службы очень впечатляет и показывает на сколько это звено важное при оказании первой помощи.
Под руководством действующего фельдшера службы скорой помощи ребята изучают правила оказания первой помощи при несчастных случаях в различных конкретных ситуациях, в том числе учатся накладывать кровоостанавливающий жгут и шину при переломах.
После ознакомления с основами оказания первой помощи и историей развития реаниматологии организуются встречи с действующими специалистами подстанции скорой помощи им Пучкова.
На станции ученики знакомятся с основными принципами работы врача и фельдшера, вместе с сотрудниками наблюдают процесс работы современной скорой - от приема обращения до приезда бригады и завершения вызова.
Ребята узнают, что в службе имеется три важнейших фактора: врач, пациент и время. В их распоряжении имеется оборудование современной машины скорой помощи, средства транспортировки больных и мониторинга их состояния.
Наши ребята попробовали самостоятельно провести трахеотомию для подключения условного пациента на аппарат ИВЛ и сердечную реанимацию. Теперь они знают дыхательный объем – 6 мг на килограмм веса, как работает автопульс для автоматической компрессии.
Медицинские центры и волонтерские организации проводят специальные программы и курсы, обучающие детей основам первой помощи. Представители волонтерской организации Российского Красного Креста также принимают участие в обучении наших школьников. В обучающей программе акцент сделан на развитии навыков, благодаря которым дети смогут оказать немедленную помощь пострадавшим до приезда скорой помощи.
Освоив базовые навыки оказания первой помощи, некоторые из наших учеников продолжают развиваться в данном направлении и изучают, как оказывалась первая помощь в годы войны.
Например, ученица 10М класса Дарья провела исследование «Вклад военно-полевых хирургов в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на примере генерал-майора медицинской службы Станислава Иосифовича Банайтиса».
А Маша провела исследование «Тактическая медицина в российской армии в XX – начале XXI века». С данными работами девочки выступают на многих городских конференциях. Одна из таких - «Старт в медицину».
Полученный в ходе обучения в медицинских классах опыт обучающиеся 11 класса передают младшим товарищам. Так, во время каникул ребята проводят мастер-классы по обучению навыкам оказания первой помощи для учеников начальной школы.
Демонстрируют технику наложения разных видов повязок при травмах, используя симуляционное оборудование медицинских классов. Знакомят с разными видами перевязочных материалов и способами обработки ран.
Таким образом, выпускники закрепляют и отрабатывают свои знания и навыки, а младшие школьники знакомятся с базовыми знаниями по первой помощи. Такое знакомство поможет им определиться с выбором дальнейшей траектории обучения в среднем звене и позволит им справляться с непредвиденными ситуациями в жизни.