Найти тему
Якутскэнерго

НА ЗЕМЛЕ МАЛЬЖАГАРА — Данил Карпов, мастер сетевого участка Центральных электрических сетей

Данилу Васильевичу Карпову нравится в Улахан-Ане, больше тридцати лет на одном месте. Говорит, что не любит город, спокойствие нужно. Да и куда уедешь, когда здесь твоя земля, когда природа тебе по душе, когда есть работа, которую любишь. Когда здесь дом, который ты сам построил.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Данил Васильевич и родился здесь. Восьмилетку тут окончил. Мама дояркой работала, отец — кадровым охотником. Когда окончил школу, родители уже были пенсионерами. После школы и армии в Иркутск поехал учиться в сельскохозяйственный институт на факультет электрификации, захотел электриком стать. Может быть, потому, что старший брат электриком работал. Хотя наш герой считает, что, если бы шесть лет в Иркутске не проучился, а остался здесь, потянулся бы на охоту, по следам отца, так сказать. Он еще в травах хорошо понимал… Вот, наверное, этим бы и занялся. Хотя ведь и с нынешней профессией в тайгу ходит, как на работу.

Жена Данила Васильевича, Антонина Павловна, из Намского улуса. В Иркутске и познакомились, Антонина Павловна там же училась, но на зоотехника. После института, через год, поехали на родину супруги, в Намцы. Там Карпов поработал электриком, а спустя два года на родину потянуло. Тем более недалеко здесь подстанцию построили, и надо было участок новый открывать, персонал нужен был. Как сейчас помнит: 15 января 1991 года приняли мастером.

Времена сложные, все было запущено, разруха! Почти каждый день выезжали на аварии. Карпов и два монтера. Непросто было: мастер не мастер, а на столб полезай — людей не хватало. Сейчас намного легче. Сегодня в его подчинении пять электромонтеров и два водителя — бригадной машины и буровой. В команде все местные, семейные, самому молодому 32 года. Никакой текучки!

Бывают месяцы совсем без аварий. Потому что в последние годы по четкому плану компании работают, постоянно модернизируют сети, ремонтируют отдельные участки. В апреле обычно большая ремонтная программа начинается. Весной надо успеть отработать на тех участках, куда летом будет не добраться — все подходы «развезет». За год заменили в общей сложности 113 опор на воздушных линиях разного напряжения.

— Опоры деревянные — стареют, гниют, — объясняет Данил Васильевич. — Некоторые по 30 лет стоят и в хорошем состоянии находятся, а где-то условия такие, что два-три года — и уже записываешь опору в дефектную ведомость. Не только от грунта зависит, насекомые часто опоры портят, оттайка, пожары… У нас в Якутии как-то особенно ясно понимаешь, что ты, человек с электричеством, с технологиями лишь стараешься встроиться в окружающий мир, так или иначе, а очень сильно зависишь от природы.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Так что и большая часть проблем на линиях — природного характера. Где-то почва «гульнула» так, что опоры перекосило, а в другом месте на провода сухостой упал после лесного пожара, и надо участок восстанавливать. Насекомые — тоже… Летом выкапывают вокруг опоры на полметра и втыкают в некоторых местах шило, проверяют, насколько заходит вглубь. На это есть специальные нормативы, допуски. Так обходят ногами километр за километром, чистят просеки, делают осмотры, ремонтируют. В этом состоит работа, от которой зависит обеспечение электричеством сотен людей, больших местных предприятий.

Покровский РЭС Центральных электрических сетей — это четыре участка, 26 000 квадратных километров. Участок Карпова — сто километров линий электропередачи, опоры идут через каждые 150–200 метров, вот и считайте. Четыре наслега на обслуживании, почти пять тысяч человек населения. Есть тут крупные крестьянские хозяйства. В одном больше тысячи голов рогатого скота и тысяча лошадей, во втором почти тысяча коров. В улусе нигде такого больше нет! После развала СССР совхозы собрания провели, предложили доли свои людям забрать. Многие забрали и ушли, но не все. Были и те, кто решил дальше на земле работать, благодаря им до сих пор большие хозяйства существуют. Это сегодня крупнейшие потребители электроэнергии, много продукции выпускают, ее можно и в Якутске на прилавках магазинов найти.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

— Энергохозяйство большое, и всегда есть к чему приложить руки, — уверяет Данил Карпов. — В последние годы к модернизации серьезно подходим. Если на каком-то участке нужно поменять опоры, то вместе с ними меняем и линию — устаревшие провода на новые СИП — самонесущие изолированные провода. Каждый день с 8 утра до 5 часов вечера работаем, за сезон надо же каждую опору осмотреть. Это не считая аварий. Бывает сильная оттайка почвы, и тогда тоже деревья падают на провода.

Такое нечасто, но случается. В одну сторону линия почти 50 километров, а обрыв надо быстро найти и устранить. Приходится ногами все обходить, искать. В такой работе мастеру, пожалуй, пригодились бы дроны. «Взлетаешь» и «идешь» по линии, ищешь место обрыва. Удобная вещь. В компании недавно началась такая практика. Хотя, конечно, ногами обходить надежнее, но расстояния все же большие, а техника в этих местах летом проходит далеко не везде. Есть ручьи — и зимой не переедешь. Случается, утром Карпов отправляет людей, но поиски места обрыва могут затянуться. Пока доложат, пока мастер посчитает материальные затраты, пока донесут материалы до места… много времени проходит.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

— И у меня рабочие походы случаются: когда планируешь капремонт, надо обязательно самому идти смотреть, чтобы дефектные ведомости составить, посчитать, сколько материала необходимо, — говорит Данил Карпов. — Вдоль дорог у нас линий почти нет, все в основном через лесной массив, через тундру, по просекам. Правда, на сами опоры, как раньше, уже не поднимаюсь — запрещают! Случись что, руководить же некому будет.

У Центральных электросетей в этих местах, считай, что форпост, крайний пункт, куда доходит электроэнергия Якутской ГРЭС, — подходит однолинейная схема 110 киловатт и резервная линия с одной из подстанций.

Дорога до Якутска тоже начинается неподалеку, в Тит-Ары, до того только зимник. Карпов говорит, что уж сколько лет работает, а каждый раз, как вдоль берега Лены домой едет, приятное чувство накатывает. На ходу всегда замечает: «Вот отсюда мое хозяйство начинается! Вот линии, подстанция — все мое».

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Раньше тут жил старик Мальжагар. У него было шесть сыновей, и он каждому землю дал. Теперь Мальжагарские наслеги здесь по числу сыновей Мальжагара. Интересные места: Лена, красивые мырааны, в лесах много грибов, земляника, черная смородина, много других ягод. Из Якутска люди отдыхать приезжают, на речку. Летом здесь народу много, от города относительно недалеко. Но есть места, где такая тишина, что в ушах звенеть начинает, как будто хомус поет!

Не могу в другом месте жить, и работу я свою люблю, — говорит Данил Васильевич. — Приглашали главным инженером в Покровск, не поехал. Когда в Намцах работал, в администрацию улуса приглашали, тоже отказался. Однажды ОБХСС приезжали, вербовали кадры, дом предлагали, тоже отказался. Вроде работаю, да, тридцать лет на одном месте, вроде бы все повторяется из года в год, но я такого не чувствую.

Наверное, это такая профессия, что все время чему-то учишься. Данил Васильевич замечает, что, куда бы ни приехал, ходит и смотрит на опоры, на провода: где и как все устроено. Даже в отпуск в Азию приезжает, смотрит: хорошо ли опора стоит, сколько вольт, трансформаторы какие стоят? Сам не знает, почему так. В Китае был, во Вьетнаме, в Монголии… Но за границей долго не может, неделю — и все.

Домой тянут и работа, и сам дом! Карпов его с женой вдвоем, считай, построили. Уже тридцать лет назад. Родня помогла поставить коробку, а дальше — сами. Полы, потолки, окна, потом пристрой сделали — на большую семью. Дети уже все разъехались. Одна из дочек, Анна, кстати, тоже в компании работает, в Якутске в «Сахаэнерго» инженером по обеспечению. Уже трудовая династия вырисовывается, так ведь? Если бы душа Карпова не выбрала энергетику, наверное, занялся бы каким-то ремеслом, чем-то с национальным колоритом, может, с деревом работал бы. Хотя и говорит Данил Васильевич, что столяр он нетерпеливый, а в доме кое-что есть, что его руками сделано.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Добротный дом, хозяйский. Многие мелочи на стенах, в углах и на самых видных местах выдают в Карпове человека ни в коем случае не пришлого, а местного, давно и крепко пустившего корни сквозь вечную мерзлоту. Да вон хотя бы конские хвосты на откосах — дэйбииры. Эти атрибуты национального костюма в доме Карпова висят, как и должно, у дверей — чтобы злые духи в дом не пробрались. Для Данила Васильевича это не просто сувенир.

— Мы же национальная республика, свое, традиционное, нужно сохранять, — говорит мастер. — А то сейчас из молодежи не многие могут Олонхо прочитать, что такое хомус, не все уже знают. Надо мне, кстати, научиться на нем играть получше и с собой постоянно таскать. Хомус, если хорошо играешь, лечит.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание