А что, если порассуждать о велосипедных рамах и материалах, применяющихся при их производстве и сделать это как-то просто, можно сказать примитивно, теоретически, на злобу дня всем велосипедным чернокнижникам, которые часами спорят с «нубами» на форумах и до невозможного усложняют такое простое изобретение, как велосипед🤔.
У меня порой складывается впечатление, что для некоторых «экспертов» велосипед это не просто велосипед, а какое-то сложное устройство равнозначное адронному коллайдеру, где повышенного внимания требует каждый винтик.
Ну да ладно, перейду ближе к теме.
Рама – это душа любого байка, с этим невозможно не согласиться. Рама задает общую форму байка, дизайн, цвет, посадку, стиль, концепцию, является несущей конструкцией для всей навески и даже формирует мнение окружающих, хотя, если посмотреть на велик, то это все и так понятно, ведь большинство байков и покупаются по причине дизайна.
В данном материале не хочу затрагивать геометрию, т.к. она зависит от типа и вида байка, а это уже чистая вкусовщина, грубо говоря, кому, что нравится, тот на том и ездит.
Я хочу написать этот материал так, чтобы он понятно ответил на вопросы по рамам, потому что когда-то я и сам не знал к чему склоняться, тем более, если нет хорошего опыта, то вообще не понятно, что покупать, даже если есть килотонны лишних рублей.
Я буду рассматривать 4 основных типа материалов для рам – это алюминий, хромоль, титан и карбон. По сути, эти 4 материала используются при производстве где-то 99% рам по всему миру, 1% я оставляю на всякую экзотику.
Алюминиевые велосипедные рамы
Принято считать, что алюминиевые рамы — это самый низкий уровень, который можно встретить в велосипедизме. Но это далеко не так, давайте разбираться.
Алюминиевые рамы можно разделить на 3 основных типа:
- Бичуганский ширпотреб🙅🏼♂️
- Каталожные👍
- Индивидуальная разработка🔥
Бичуганский ширпотреб
Бичуганский ширпотреб — это неофициальное название, я разработал его сам сидя на диване, но именно оно наиболее полно описывает всю концепцию данных рам.
Ширпотреб – эта та категория великов на алюминиевых рамах, которые и называются ”ашанбайками”, такие велики успешно предлагаются в больших магазинах и разных рынках, типа Садовода.
«Ашанбайк» отличается минимальной ценой и супернавороченным внешним видом, с какой-нибудь лютой геометрией схожей с кроссовым мотиком, ядерной кислотной расцветкой и 45-ю передачами.
Над геометрией этих рам никто, как я предполагаю, не задумывался вообще, т.к. главная задача азиатских партнеров при производстве таких байков - скрафтить какую-то пушку-гонку, вызывающую у школьников приступ эйфории.
Геометрия самой рамы не продумана, она плохо переносит нагрузку, а сварные швы и качество исходного металла находятся на самом ужасном уровне, поэтому эти рамы часто ломаются и гнутся.
Но именно этот мусор и кидает тень на все остальные алюминиевые рамы.
Я видел такие байки не только в алюминиевом исполнении, но и железном, всем Heavy Metal!
В общем, брать ашанбайк я не рекомендую совершенно.
Каталожные рамы
Этот вариант алюминиевых рам используется разными массовыми производителями недорогих байков, которые просто не хотят и не могут растить цену велика производством уникальных рам, но это и не их специализация.
К таким производителям можно отнести массовые бренды, типа Стелс, Джайнт (часть моделей), Аутлип и т.д.
Каталожная рама – это неплохо, она достаточно надежная, проверенная годами и одновременно многими производителями.
Рама называется «каталожной», потому что, она закупается по каталогам производителями велосипедов у заводов, производящих рамы, а далее велик просто дособирается (честно, я хз закупают покрашенные рамы или красят сами).
То есть, если нужен обычный бытовой байк, для каких-то разовых покатушек вокруг дома, то вполне можно выбрать +/- приличный Стелс, что-то типа Стелс Навигатор 900ой серии или подобный.
Каталожная рама просто так не сломается, если не пытаться дропнуть на ней с гаража или не возить мешки с картафаном.
В целом, на каталожных рамах встречаются достаточно серьезные велики с впечатляющей навеской, но в основном они производятся для массовой продажи людям нежелающим вникать в технический состав байка, а таких просто миллиарды.
Каталожный байк – отправная точка в мир хорошего велосипедизма.
Индивидуальная разработка рам
Сам по себе алюминий достаточно прочный материал и в обладании алюминиевой рамой нет ничего плохого или позорного.
Алюминиевые рамы существуют не только в каталожных вариантах или в азиатских творческих фантазиях, как при производстве «бичуганов», но и в премиальном сегменте.
Многие именитые компании разрабатывают уникальные топовые рамы для производства собственных байков, например, такие как Кона или Спешилайзед.
Велик на алюминиевой раме может стоить достаточно дорого, но если не теребонить в спортивных амбициях, то породистый байк можно взять и подешевле за счет навески «попроще».
Мне кажется, аудитория, которая немного понимает в байках и идет, например, за покупкой алюминиевого гравийника, вряд ли его когда-то сломает, так как велик будет эксплуатироваться в заданном направлении, для тех целей, под которые его определил производитель - по ровным дорогам и без прыжков на дерте.
На самом деле алюминиевые рамы применяются и для агрессивных дисциплин – дерт и ДХ, поэтому алюминий можно брать и особо не загоняться, главное определить для чего велик будет нужен.
Я за 5 лет убивания Старка Пушера на дертах не смог сломать на алюминиевой раме вообще ничего и продал его в нормальном состоянии.
Алюминиевые рамы, как правило, имеют гарантию, а также, они достаточно ремонтопригодные, найти мастера, который сможет заварить сломанную раму вполне реально.
«Хромоль» или хромомолибденовые рамы (Cro-Mo)
На мой взгляд хромолевыми рамами интересуются два типа людей:
- Велотуристы – это те чуваки, которые загружают на велик все свои вещи и поглощают вибрации.
- Параноики, которые мечтают заварить сломанную раму "в любом придорожном автосервисе".
Мне кажется, что прийти в веломагазин и просто так купить хромолевый байк – это какая-то утопия, скорее всего вам продадут алюминий или будут втюхивать карбон, если вы прилично одеты)))
Но в целом, это стальная рама, которая, на мой взгляд, больше всего подходит для какого-нибудь туринга.
К плюсам данной рамы можно отнести съедание мелких вибраций, которые при долгих поездках начинают бесить и жесткий велик хочется выбросить в канаву или ближайший пруд.
К минусам рамы можно отнести ее ржавчину, она ржавеет если за ней не следить и ржавеет она не снаружи, а внутри, поэтому требует дополнительной внутренней обработки. Например, часто вода с заднего колеса залетает в щель подседела, а потом струится вниз по трубкам к педальному узлу.
А вот что касается ремонтопригодности в ближайшем автосервисе, о которой так часто говорят. Блин, вы серьезно??? Какой автосервис, там порой не могут две арматурины ровно приварить, а вы говорите о сварке тонких перьев. При сломанной хромолевой раме все равно придется искать нормального мастера, который сможет аккуратно подлатать.
Но тут появляется следующий вопрос, купив дорогой и породистый байк, будете ли вы хотеть катать на «вареной» раме? Мне кажется, что после ремонта, будет мысль продать и купить новый.
Титановые рамы
Есть ощущение, что производителей великов на титановых рамах достаточно немного и доминирует в данной сфере производство кастомных рам на заказ.
Просто так прийти в обычный веломагазин и купить титановый велик – невозможно или практически невозможно.
Если кто знает массовых производителей байков в титановом исполнении – киньте в комменты, интересно посмотреть, я встречал только несколько англосакских компаний, Прайд и Фазан.
Титан – это топовый материал, по сути, на базе титановой рамы можно изготовить вечный велосипед супервысокого уровня.
Титан на ровне с карбоном, по личному и неоспоримому мнению автора, можно считать высшей точкой, до которой только можно докрутить.
Титан не ржавеет, просто так не ломается и не красится.
Но материал дорогой и заказную раму придется ждать.
Титан не гасит вибрации, не варится в автосервисе у дороги, а для сборки индивидуальной рамы надо найти хорошего мастера / компанию у которого руки растут из правильных посадочных мест.
К минусам титана можно отнести только то, что этот материал дорогой, жесткий и достаточно тяжелый в обработке, и сделать из него футуристичный байк сложно, а значит будет доминировать какая-то классическая концепция, старающаяся состоять из прямых линий и круглых трубок, но за доп.бабки могут пообсуждать не классические виды.
Карбоновые рамы
Карбоновые рамы, которые встречаются сегодня, можно разделить на 2 основных типа:
- Премиальные и дорогие рамы от известных производителей.
- Китай-карбон - ноунейм с Алиэкспресса.
Карбон мало весит и дорого стоит, как правило применяется на профильных байках с какими-то отраслевыми и спортивными амбициями, например, на гоночных шоссиках или топовых гревелах.
Если есть планы стать успешным велосипедистом или есть ощущение, что велик ну это прям твое, то я рекомендую завести свинью-копилку и складывать туда копеечку, с целью дальнейшей покупки карбоновой рамы (а лучше байка целиком, так выгоднее), легкие карбоновые велики приятно шустрые.
Но карбоновая рама потянет за собой и соответствующую навеску с колесами, а это уже серьезные цифры под 300-500к.
Я рекомендую смотреть только на рамы от известных мировых производителей, это надежные проверенные варианты с гарантией и да, дорогие.
Китай-карбон могу рекомендовать разве что для эксперимента и какого-то ментального понимания, надо ли оно вообще или нет, сами по себе китайские изделия не прогнозируются на нормальность.
В инете много отзывов по китайскому карбону, практически все, кто владеет таким байком жестко рубятся за них и отстаивают права, но это стандартное состояние тех, кто пользуются копиями и алишкой.
Карбон, является высшей точкой велосипедизма и влажной мечтой большинства понтарей-любителей.
Для покатушек вокруг дома я не рекомендую карбон, так как это тупо дорого и не объективно, проще купить алюминьку и иногда на ней выползать в парк.
Карбоновая рама жесткая и требующая внимательного обращения, кайфовать на ней без подвески по гравийкам вряд ли получится.
А еще, девочкам глубоко до фонаря из чего у тебя велик🚲🤦♀️.
Поставь лайк, напиши что-нибудь в комментариях и подпишись!