Иероним Босх, несомненно, один из самых загадочных художников не только средневековья, но и всех времен и народов. А триптих «Сад земных наслаждений» самая известная работа мастера, причем ни одно из имеющихся на сегодня ее толкований не признано единственно верным. Это даже не картина, а криптоживопись. Как ее читать – зависит от полета фантазии, образования и желания познать неведомое. Прекрасная тренировка воображения: "побродить" по саду наслаждений и попытаться расшифровать некоторые его символы.
Для любителей загадок: поговорим об Аде. Музыкальном аде Босха, это правая створка триптиха. Где в центре композиции чудовища запускают музыкальные пыточные машины для тех, кто совсем еще недавно беззаботно отдыхал в саду наслаждений (центральная часть). Сам триптих настолько необъятен в плане символов, что разбирать его можно лишь по небольшим фрагментам. Итак, Ад. Почему именно музыкальный? За что художник так ополчился на музыку-то?
Все дело в том, что во времена Босха музыка была грехом, предварявшим плотские утехи. А музыка, прозвучавшая в храме – ересью. Поэтому музыкальные инструменты на картине Босха имеют такой угрожающий вид. На арфе распят грешник, орудием пытки другого становится лютня, причем на ягодицах лежащего, ничком музыканта явно оттиснуты ноты. Мелодию исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей головой.
В наши дни эта «музыка» перенесена на нотный лист американкой Амелией Хамрик и называется «адская музыка с ануса грешника, которой уже более 500 лет». На сегодняшний момент существуют уже три версии расшифровки этой босховской «нотной записи». И кто-то на этом неплохо зарабатывает. Даже послушать при желании можно, непривычно, но слух не режет, на мой взгляд. Хотя и заунывно.
Ну, про арфу и лютню понятно. А это что за огромная загадочная деревянная штуковина?
Впервые я заинтересовалась ею… читая Лема. «Звездные дневники Ийона Тихого», в частности путешествие двадцатое. О том, как Тихий стал во главе проекта ТЕОГИПГИП: оптимизация истории при помощи гиперкомпьютера. И. Босх Лемом в юмористической форме выведен в дневниках как один из руководителей проекта ГОПСА: человек разумный совершенный. В рамках которого Босх озоровал, творя кадавров и всевозможных монстров. За что и был сослан Тихим в Средневековье.
Где «попаданец» Босх начинает писать загадочные картины. Лем в шутку, конечно, предполагает, что в центре музыкального ада Босха на картине «Сад земных наслаждений» стоит двенадцатиместный хронобус, машина для перемещения из будущего в прошлое.
Конечно, это стеб. Но штуковину я как следует, рассмотрела. На самом деле это органиструм, довольно популярный инструмент классического средневековья. Он же колесная лира. Струнный щипковый музыкальный инструмент, который музыкант держал на коленях, равномерно вращая колесо правой рукой. А пальцами левой руки нажимал на клавиши. Звук получался мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком.
К 15 веку, когда в основном жил и творил Босх, колесная лира утратила свою популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных. Бродячие музыканты распевали под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни. А Босх был тот еще юморист. Вспомнить другую его картину: «Фокусник».
Поэтому колесную лиру не мог обойти своим вниманием. Вот за духовные песни, распеваемые под его аккомпанемент бродягами, органиструм и попал в ад, на видное место.
Почему я вдруг о Босхе? На днях посетила выставку «Босх и Брейгели», послушала интересную лекцию, вспомнила и свои небольшие «открытия». Лема, органиструм.
А вообще о Босхе можно говорить бесконечно. И тренировать мозг, пытаясь разгадать его криптоживопись. Как видите, даже писатели-фантасты пытались.