Во второй половине 19-го века Британская империя была вынуждена активно расширяться, так как на колониальный рынок вышли новые активные игроки и вернулись старые, надо было успеть ухватить самые лакомые куски. Конкуренты не дремали и половину Африки пришлось уступить французам, немцам, бельгийцам и всяким португальцам. Зато империя плотно контролировала Индостан и опережала всех в Китае. Викторианская Англия подмяла под себя и бывший французский проект Суэцкого канала, превратив Средиземное море практически в свое внутреннее озеро.
Главный конструктор Королевского флота Натаниэль Барнаби в 1875 году разработал проект композитной трехпушечной трехмачтовой канонерской лодки 2-го класса.
В 1876-1877 годах на двух разных верфях по этому проекту было построено четыре канонерских лодки типа «Кондор»: «Фламинго», «Гриффон», «Кондор» и «Фалкон». «Гриффон» был 14-м этого имени в британском флоте, «Фалкон» девятнадцатым, «Фламинго» наоборот был первым.
Корпус с железным килем, шпангоутами, форштевнем, кормовыми стойками и деревянной обшивкой. Одновинтовая силовая установка состояла из 2-цилиндровой горизонтальной паровой машины типа «компаунд» фирмы John Elder Co и трех паровых котлов. «Гриффон» и «Фалкон» отличались машинами производства Laird Brothers и флюгирующим винтом. При мощности машин в 750 л.с. корабли демонстрировали 11,5 узловую скорость. Все корабли имели парусное вооружение барка, что обеспечивало большую дальность плавания.
Вооружены канонерки были 7-дюймовой (4½ тонны) дульнозарядной пушкой и двумя 64-фунтовыми дульнозарядными пушками, за исключением «Фламинго», который имел два 20-фунтовых казнозарядных орудия вместо одной из 64-фунтовых дульнозарядных пушек. В 1884 году «Фламинго» и «Гриффон» были перевооружены двумя 5-дюймовыми казнозарядными орудиями Vavasseur, заменившими 7-дюймовую дульнозарядную пушку.
Корабли прослужили недолго по тем временам, менее 15 лет и были разобраны или проданы до 1893 года.
«Фламинго» HMS Flamingo. Королевская верфь в Девонпорте (Devonport Dockyard). Строительство начато 15 декабря 1875. Спущен на воду 13 декабря 1876. Халк с 1893. Продан Санитарному управлению порта Плимут 25 мая 1923. Продан 4 мая 1931 на слом
«Гриффон» HMS Griffon. Laird Brothers, Birkenhead. Спущен на воду 16 декабря 1876. Продан Торговой палате как халк 28 сентября 1891 года и переименован в Richmond.
«Кондор» HMS Condor. Королевская верфь в Девонпорте (Devonport Dockyard). Заказана к постройке 1875. Строительство начато 15 декабря 1875. Спущена на воду 28 декабря 1876. Введёна в эксплуатацию 17 июля 1877. Выведена из состава флота, в августе 1889 года продана Джорджу Коэну (George Cohen)
«Фалкон» HMS Falcon. Laird Brothers, Birkenhead. Спущен на воду 4 января 1877. Халк с 1890. Продан EW Payne & Company 25 июня 1920 года.
Водоизмещение 774 (780)англ. тонны. Длина 47,9 м (157 футов). Ширина 8,99 м (29 футов 6 дюймов). Осадка 3,66 м (12 футов)
Двигатели - 2-цилиндровая горизонтальная паровая машина, 3 паровых котла, 1 гребной винт. Flamingo 750, Griffon 795, Condor 772, Falcon 721 л.с. Скорость хода Flamingo, Griffon 11.6, Condor 11.5, Falcon 11.4 узлов под паровой машиной. Тип парусного вооружения - барк. Экипаж 100 человек.
Вооружение- 1 x 1 - 178 мм/16 MLR Mk III 7-дюймовая дульнозарядная нарезная пушка (4½ тонны) , 2 x 1 - 160 мм/16 MLR 64-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки
Кроме "Фламинго" : 1 x 1 - 178 мм/16 MLR Mk III 7-дюймовая (4½ тонны) дульнозарядная, 1 x 1 - 160 мм/16 MLR 64-фунтовая дульнозарядная, 2 x 1 - 100 мм/21 BL 20-фунтовых казнозарядных пушек
"Фламинго" и "Грифон" перевооружили в 1884 году: 7-дюймовая MLR заменена на 2 х 1 — 127 мм /25BL Mk I/II/III/IV/V 5-дюймовых казнозарядных Vavasseur.
17 июля 1877 года канонерская лодка «Кондор» вошла в состав Королевского флота. В 1879 году корабль пополнил Средиземноморский флот, в составе которого числился как минимум до 1886 года
Во время египетских событий «Кондор» находился под командованием лорда Чарльза Бересфорда, на борту у него находились два корреспондента The Times - Фредерик Вильерс и Моберли Белл. Артиллерийское вооружение корабля было усилено- кроме трех штатных орудий было установлено орудие Гатлинга и три 7-фунтовые пушки.
Попытка европейцев плотно обосноваться в Египте вызвала в начале 80-х резкий рост арабского национализма и антиевропейских настроений. К тому же Суэцкий канал с 1875 года полностью принадлежал европейцам, что очень нервировало египтян.
Восстание египетской армии в 1881 году привело к власти Ораби-пашу, который занялся вытеснением европейцев из Египта. «Египет для египтян». В Александрии в начале 1882 года начались масштабные беспорядки, приведшие к гибели около 50 европейцев и 125 арабов, бегству остальных европейцев.
В связи с этим к Египту были направлены эскадры нескольких государств, главным образом Великобритании, Франции и США. Самой крупной была британская эскадра под командованием адмирала Фредерика Бичем-Сеймура. Ситуация прекрасно укладывалась в планы Британии по полной оккупации Египта.
К июню 1882 года Сеймур ( флаг на HMS Invincible) располагал 15 боевыми кораблями, в том числе 8 броненосцами. Египтяне начали укреплять береговую оборону ( город защищало 12 береговых фортов (250 орудий, из них 44 современных) и 306 полевых орудий, из них 40 современных).
К 6 июля почти все неегиптяне покинули Александрию. 6 июля Сеймур предъявил ультиматум о прекращении работ. Второй ультиматум 10 июля требовал прекращения обороны и вывода гарнизона, в противном случае утром 11 июля была обещана полномасштабная бомбардировка. Французский адмирал Конрад сообщил Сеймуру, что в случае британской бомбардировки французский флот не будет участвовать в бомбардировке. Иностранным кораблям было предложено покинуть гавань, после чего французская эскадра ушла в Порт-Саид.
Сеймур распорядился в 7-00 11 июля 1882 года броненосцу HMS Alexandra начать стрельбу по Рас-эль-Тин, после чего приказ открыть огонь получила вся эскадра. Первоначально корабли пытались стрелять на ходу, но к 9-40 трем основным броненосцам (Султан, Суперб и Александра) пришлось встать на якорь у форта Маяк и сконцентрировать огонь на мощной батарее Рас-эль-Тин. К 12-30 к ним присоединился Инфлексибл и им удалось подавить орудия форта.
Несколько броненосцев в это время атаковали форт Мекс, однако вскоре Темерер сел на мель. Около 8-00 «Кондору» удалось снять броненосец с мели.
...непрерывная канонада поддерживалась атакующими и обороняющимися силами, и в течение следующих нескольких часов были слышны только рев орудий и визги пролетающих выстрелов и снарядов».— Ройл
Пока эти два отряда вели перестрелку с внешними фортами, Монарх и Пенелопа занялись укреплениями главной гавани, восточными фортами и батареей Маза-эль-Канат. Особенно выделялся форт Марабут (Fort Marabout) с западной стороны, контролирующий все подходы к гавани и оснащенный тяжелыми орудиями.
Бересфорд вызвался атаковать его и вызвать огонь на себя, отвлекая от основных сил. «Кондор» подошел к форту на 400 метров и открыл яростную стрельбу по амбразурам. Так корабль оказался в мертвой зоне, ибо переставить орудия форта с отрицательным углом возвышения было невозможно. Умелое маневрирование «Кондора» позволило избежать значительных повреждений. Через два часа боя форт Марабут был практически выведен из строя.
После этого Сеймур отправил в ближнюю зону фортов канонерки HMS Bittern, HMS Cygnet и HMS Decoy, чтобы добить очаги сопротивления. Действия «Кондора» позволили британцам добить форт Мекс.
Флагманский лейтенант Хедворт Лэмбтон на «Инвинсибл» подал сигнал: «Хорошая работа, Кондор» ("Well Done, Condor"). *Well Done- хорошо прожаренный стейк.
На фоне в целом шаблонной тактики Сеймура действия Бересфорда с «Кондором» вызвали у профильной публики пристальное внимание (все-таки два корреспондента "Таймс" на борту это не четыре каких-то 16-дюймовки, посильнее будет.
Особенно вдохновились сторонники «молодой школы», активные действия небольшого корабля с тремя относительно небольшими орудиями за два часа выбил орудия египетского форта, при этом практически без повреждений на самом корабле.
По мнению некоторых артиллеристов именно огонь с канонерки разогнал большинство египетских расчетов. Согласно выводам «молодой школы» мощная артиллерия броненосцев практически бесполезна против орудий, установленных за брустверами или на исчезающих лафетах системы Монкрифа. И вообще, флот против берега при равных условиях бесполезен.
«Если бы александрийские форты были вооружены лучшими орудиями, подобными тем, что можно встретить на немецком и французском побережьях, и если бы орудия обслуживались немецкими или французскими артиллеристами, результаты войны были бы совсем другими. Вероятно, треть нашего флота была бы если не потоплена, то, по крайней мере, выведена из строя и практически потеряна». Английская газета United Service Gazette
Отсюда следовал вывод, что только канонерские лодки небольшого размера, обладающие значительной скоростью, вооруженные орудиями среднего калибра и скорострельными пушками, могут в будущем помериться силами с фортами, заставляя их замолчать с помощью выстрелов по амбразурам.
По итогам бомбардировки Александрии, Англия в 1882 году подчинила себе Египет и Суэцкий канал, потом начала движение на юг, к верховьям Нила. Но там британцев встретили суданские махдисты.
«Кондор» принял участие в кампании в Восточном Судане в 1885 году, базировался в Суакине. Но здесь Англия испытала горечь поражения.
После непродолжительной карьеры корабль был продан мистеру Джорджу Коэну в августе 1889 года и закончил свою карьеру в Бухте Мертвеца около Плимут-Саунд в 1894 году. Лорд Чарльз Бересфорд забрал с корабля нактоуз в качестве сувенира.
«Фламинго» введен в строй в Девонпорте 26 июня 1877 года. С 1879 года служил на станции в Северной Америке и Вест-Индии. С 1890 года на Юго-восточном побережье Америки. Халк с 1893. В августе 1914 года сдан в аренду санитарному управлению порта Плимута. Продан Санитарному управлению порта Плимут 25 мая 1923. Продан 4 мая 1931 на слом
«Фалкон» был введен в строй в Девонпорте 9 января 1878 года. С 1879 года переведен на Средиземное море, планировалось отправить его в Китай. В апреле 1886 года включен в состав эскадры по урегулированию Критского кризиса.
Британские корабли составляли большую часть Международной эскадры: броненосец «Темерер», флагманский корабль герцога Эдинбургского, композитная канонерская лодка Albacore водоизмещением 500 тонн с 4 орудиями, 14-пушечный корвет водоизмещением 2380 тонн Carysfort, броненосец Дредноут водоизмещением 10 820 тонн, железные канонерские лодки «Ди» и «Дон» водоизмещением 363 тонны с 3 орудиями; 6-пушечный корабль-торпедная база водоизмещением 6400 тонн Hecla, стальное судно «Ирис» водоизмещением 3700 тонн с 10 орудиями; композитное артиллерийское судно с тремя орудиями «Фалкон» водоизмещением 780 тонн; броненосцы «Суперб», водоизмещением 9170 тонн с 16 орудиями и «Султан» водоизмещением 9200 тонн с 12 орудиями; , стальной торпедный таран «Полифемус» водоизмещением 2640 тонн; броненосец «Нептун» водоизмещением 9310 тонн с 8 орудиями; композитный шлюп «Дельфин» водоизмещением 925 тонн с 4 орудиями. Эскадра усилена миноносцами №№ 9, 10, 11, 21 и 22.
Кроме того, на Мальте находится еще одна британская эскадра:
«Крейсер», 860-тонный 4-пушечный шлюп; «Александра», броненосец водоизмещением 9490 тонн с 12 орудиями; военный корабль «Хамбер» водоизмещением 1640 тонн; броненосцы «Агамемнон» и «Тендерер»с 6 и 4 орудиями и водоизмещением 9610 и 9330 тонн.
В 1890 году канонерская лодка «Фалкон» использована для испытания новых торпед. Халк с 1890. Продан EW Payne & Company 25 июня 1920 года.
«Гриффон» был введен в строй в Девонпорте 25 сентября 1877 года. С 1879 года служил на станции в Северной Америке и Вест-Индии.
В 1888 году «Гриффон» под командованием командира Джона Э. Блексленда входил в состав эскадры из одного немецкого и семи английских кораблей под командованием контр-адмирала Эдмунда Фримантла (с флагом на «Боадицее»), принимавшей участие в блокаде побережья Занзибара. Это было вызвано восстанием ряда прибрежных городов Танганьики против немецких колонизаторов. Заодно эскадра боролась с полцветавшей здесь работорговлей.
Блокада была весьма скучным времяпровождением, за исключением перехвата судов (дау) с невольниками.
17 октября 1888 года паровой катер с «Гриффона» под командованием лейтенанта Майлса Купера преследовал и вступил в бой с большим дау, вооруженным одним орудием. Дау открыло шквальный огонь, лейтенант Купер был смертельно ранен, двое моряков (Александр Петти и Уильям Уорд) получили тяжелые ранения. Корабельный капрал Джон Брэй взял на себя командование катером и заставил дау выброситься на берег, где арабы попрыгали за борт и скрылись, оставив судно трофеем. На борту оказалось 74 раба. 19 октября дау было осуждено вице-адмиралтейским судом на Занзибаре.
28 сентября 1891 года «Гриффон» был продан Совету по торговле как халк "Ричмонд".
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам