Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. «Хорошо прожаренный». «Кондор»

Оглавление
Канонерская лодка «Кондор» под огнём египетских батарей"Well Done Condor". Бомбардировка Александрии, 1882 г. Чарльзом Диксоном
Канонерская лодка «Кондор» под огнём египетских батарей"Well Done Condor". Бомбардировка Александрии, 1882 г. Чарльзом Диксоном

Во второй половине 19-го века Британская империя была вынуждена активно расширяться, так как на колониальный рынок вышли новые активные игроки и вернулись старые, надо было успеть ухватить самые лакомые куски. Конкуренты не дремали и половину Африки пришлось уступить французам, немцам, бельгийцам и всяким португальцам. Зато империя плотно контролировала Индостан и опережала всех в Китае. Викторианская Англия подмяла под себя и бывший французский проект Суэцкого канала, превратив Средиземное море практически в свое внутреннее озеро.

Главный конструктор Королевского флота Натаниэль Барнаби в 1875 году разработал проект композитной трехпушечной трехмачтовой канонерской лодки 2-го класса.

В 1876-1877 годах на двух разных верфях по этому проекту было построено четыре канонерских лодки типа «Кондор»: «Фламинго», «Гриффон», «Кондор» и «Фалкон». «Гриффон» был 14-м этого имени в британском флоте, «Фалкон» девятнадцатым, «Фламинго» наоборот был первым.

Корпус с железным килем, шпангоутами, форштевнем, кормовыми стойками и деревянной обшивкой. Одновинтовая силовая установка состояла из 2-цилиндровой горизонтальной паровой машины типа «компаунд» фирмы John Elder Co и трех паровых котлов. «Гриффон» и «Фалкон» отличались машинами производства Laird Brothers и флюгирующим винтом. При мощности машин в 750 л.с. корабли демонстрировали 11,5 узловую скорость. Все корабли имели парусное вооружение барка, что обеспечивало большую дальность плавания.

Вооружены канонерки были 7-дюймовой (4½ тонны) дульнозарядной пушкой и двумя 64-фунтовыми дульнозарядными пушками, за исключением «Фламинго», который имел два 20-фунтовых казнозарядных орудия вместо одной из 64-фунтовых дульнозарядных пушек. В 1884 году «Фламинго» и «Гриффон» были перевооружены двумя 5-дюймовыми казнозарядными орудиями Vavasseur, заменившими 7-дюймовую дульнозарядную пушку.

Корабли прослужили недолго по тем временам, менее 15 лет и были разобраны или проданы до 1893 года.

-2
-3

«Фламинго» HMS Flamingo. Королевская верфь в Девонпорте (Devonport Dockyard). Строительство начато 15 декабря 1875. Спущен на воду 13 декабря 1876. Халк с 1893. Продан Санитарному управлению порта Плимут 25 мая 1923. Продан 4 мая 1931 на слом

«Гриффон» HMS Griffon. Laird Brothers, Birkenhead. Спущен на воду 16 декабря 1876. Продан Торговой палате как халк 28 сентября 1891 года и переименован в Richmond.

«Кондор» HMS Condor. Королевская верфь в Девонпорте (Devonport Dockyard). Заказана к постройке 1875. Строительство начато 15 декабря 1875. Спущена на воду 28 декабря 1876. Введёна в эксплуатацию 17 июля 1877. Выведена из состава флота, в августе 1889 года продана Джорджу Коэну (George Cohen)

«Фалкон» HMS Falcon. Laird Brothers, Birkenhead. Спущен на воду 4 января 1877. Халк с 1890. Продан EW Payne & Company 25 июня 1920 года.

Водоизмещение 774 (780)англ. тонны. Длина 47,9 м (157 футов). Ширина 8,99 м (29 футов 6 дюймов). Осадка 3,66 м (12 футов)
Двигатели - 2-цилиндровая горизонтальная паровая машина, 3 паровых котла, 1 гребной винт. Flamingo 750, Griffon 795, Condor 772, Falcon 721 л.с. Скорость хода Flamingo, Griffon 11.6, Condor 11.5, Falcon 11.4 узлов под паровой машиной. Тип парусного вооружения - барк. Экипаж 100 человек.
Вооружение- 1 x 1 - 178 мм/16 MLR Mk III 7-дюймовая дульнозарядная нарезная пушка (4½ тонны) , 2 x 1 - 160 мм/16 MLR 64-фунтовые дульнозарядные нарезные пушки
Кроме "Фламинго" : 1 x 1 - 178 мм/16 MLR Mk III 7-дюймовая (4½ тонны) дульнозарядная, 1 x 1 - 160 мм/16 MLR 64-фунтовая дульнозарядная, 2 x 1 - 100 мм/21 BL 20-фунтовых казнозарядных пушек
"Фламинго" и "Грифон" перевооружили в 1884 году: 7-дюймовая MLR заменена на 2 х 1 — 127 мм /25BL Mk I/II/III/IV/V 5-дюймовых казнозарядных Vavasseur.
-4

17 июля 1877 года канонерская лодка «Кондор» вошла в состав Королевского флота. В 1879 году корабль пополнил Средиземноморский флот, в составе которого числился как минимум до 1886 года

Во время египетских событий «Кондор» находился под командованием лорда Чарльза Бересфорда, на борту у него находились два корреспондента The Times - Фредерик Вильерс и Моберли Белл. Артиллерийское вооружение корабля было усилено- кроме трех штатных орудий было установлено орудие Гатлинга и три 7-фунтовые пушки.

Попытка европейцев плотно обосноваться в Египте вызвала в начале 80-х резкий рост арабского национализма и антиевропейских настроений. К тому же Суэцкий канал с 1875 года полностью принадлежал европейцам, что очень нервировало египтян.

Восстание египетской армии в 1881 году привело к власти Ораби-пашу, который занялся вытеснением европейцев из Египта. «Египет для египтян». В Александрии в начале 1882 года начались масштабные беспорядки, приведшие к гибели около 50 европейцев и 125 арабов, бегству остальных европейцев.

В связи с этим к Египту были направлены эскадры нескольких государств, главным образом Великобритании, Франции и США. Самой крупной была британская эскадра под командованием адмирала Фредерика Бичем-Сеймура. Ситуация прекрасно укладывалась в планы Британии по полной оккупации Египта.

К июню 1882 года Сеймур ( флаг на HMS Invincible) располагал 15 боевыми кораблями, в том числе 8 броненосцами. Египтяне начали укреплять береговую оборону ( город защищало 12 береговых фортов (250 орудий, из них 44 современных) и 306 полевых орудий, из них 40 современных).

К 6 июля почти все неегиптяне покинули Александрию. 6 июля Сеймур предъявил ультиматум о прекращении работ. Второй ультиматум 10 июля требовал прекращения обороны и вывода гарнизона, в противном случае утром 11 июля была обещана полномасштабная бомбардировка. Французский адмирал Конрад сообщил Сеймуру, что в случае британской бомбардировки французский флот не будет участвовать в бомбардировке. Иностранным кораблям было предложено покинуть гавань, после чего французская эскадра ушла в Порт-Саид.

'Marabout Island'
'Marabout Island'
La Forteresse du Mex
La Forteresse du Mex
План атаки Александрии
План атаки Александрии

Сеймур распорядился в 7-00 11 июля 1882 года броненосцу HMS Alexandra начать стрельбу по Рас-эль-Тин, после чего приказ открыть огонь получила вся эскадра. Первоначально корабли пытались стрелять на ходу, но к 9-40 трем основным броненосцам (Султан, Суперб и Александра) пришлось встать на якорь у форта Маяк и сконцентрировать огонь на мощной батарее Рас-эль-Тин. К 12-30 к ним присоединился Инфлексибл и им удалось подавить орудия форта.

-8
-9
Les_batteries_du_Mex
Les_batteries_du_Mex
-11
-12

Несколько броненосцев в это время атаковали форт Мекс, однако вскоре Темерер сел на мель. Около 8-00 «Кондору» удалось снять броненосец с мели.

...непрерывная канонада поддерживалась атакующими и обороняющимися силами, и в течение следующих нескольких часов были слышны только рев орудий и визги пролетающих выстрелов и снарядов».—  Ройл

Пока эти два отряда вели перестрелку с внешними фортами, Монарх и Пенелопа занялись укреплениями главной гавани, восточными фортами и батареей Маза-эль-Канат. Особенно выделялся форт Марабут (Fort Marabout) с западной стороны, контролирующий все подходы к гавани и оснащенный тяжелыми орудиями.

'Well_Done__Condor_'-_The_Bombardment_of_Alexandria
'Well_Done__Condor_'-_The_Bombardment_of_Alexandria
-14
-15
-16
Бомбардировка Александрии, 11 июля 1882 г., из Le Monde Illustré
Бомбардировка Александрии, 11 июля 1882 г., из Le Monde Illustré
-18

Бересфорд вызвался атаковать его и вызвать огонь на себя, отвлекая от основных сил. «Кондор» подошел к форту на 400 метров и открыл яростную стрельбу по амбразурам. Так корабль оказался в мертвой зоне, ибо переставить орудия форта с отрицательным углом возвышения было невозможно. Умелое маневрирование «Кондора» позволило избежать значительных повреждений. Через два часа боя форт Марабут был практически выведен из строя.

После этого Сеймур отправил в ближнюю зону фортов канонерки HMS Bittern, HMS Cygnet и HMS Decoy, чтобы добить очаги сопротивления. Действия «Кондора» позволили британцам добить форт Мекс.

Флагманский лейтенант Хедворт Лэмбтон на «Инвинсибл» подал сигнал: «Хорошая работа, Кондор» ("Well Done, Condor"). *Well Done- хорошо прожаренный стейк.

На фоне в целом шаблонной тактики Сеймура действия Бересфорда с «Кондором» вызвали у профильной публики пристальное внимание (все-таки два корреспондента "Таймс" на борту это не четыре каких-то 16-дюймовки, посильнее будет.

Особенно вдохновились сторонники «молодой школы», активные действия небольшого корабля с тремя относительно небольшими орудиями за два часа выбил орудия египетского форта, при этом практически без повреждений на самом корабле.

По мнению некоторых артиллеристов именно огонь с канонерки разогнал большинство египетских расчетов. Согласно выводам «молодой школы» мощная артиллерия броненосцев практически бесполезна против орудий, установленных за брустверами или на исчезающих лафетах системы Монкрифа. И вообще, флот против берега при равных условиях бесполезен.

«Если бы александрийские форты были вооружены лучшими орудиями, подобными тем, что можно встретить на немецком и французском побережьях, и если бы орудия обслуживались немецкими или французскими артиллеристами, результаты войны были бы совсем другими. Вероятно, треть нашего флота была бы если не потоплена, то, по крайней мере, выведена из строя и практически потеряна». Английская газета United Service Gazette

Отсюда следовал вывод, что только канонерские лодки небольшого размера, обладающие значительной скоростью, вооруженные орудиями среднего калибра и скорострельными пушками, могут в будущем помериться силами с фортами, заставляя их замолчать с помощью выстрелов по амбразурам.

По итогам бомбардировки Александрии, Англия в 1882 году подчинила себе Египет и Суэцкий канал, потом начала движение на юг, к верховьям Нила. Но там британцев встретили суданские махдисты.

«Кондор» принял участие в кампании в Восточном Судане в 1885 году, базировался в Суакине. Но здесь Англия испытала горечь поражения.

После непродолжительной карьеры корабль был продан мистеру Джорджу Коэну в августе 1889 года и закончил свою карьеру в Бухте Мертвеца около Плимут-Саунд в 1894 году. Лорд Чарльз Бересфорд забрал с корабля нактоуз в качестве сувенира.

Национальный флаг Османской империи после 1844
Национальный флаг Османской империи после 1844

HMS_Condor_log_book_11_July_1882
HMS_Condor_log_book_11_July_1882
-21

«Фламинго» введен в строй в Девонпорте 26 июня 1877 года. С 1879 года служил на станции в Северной Америке и Вест-Индии. С 1890 года на Юго-восточном побережье Америки. Халк с 1893. В августе 1914 года сдан в аренду санитарному управлению порта Плимута. Продан Санитарному управлению порта Плимут 25 мая 1923. Продан 4 мая 1931 на слом

Английская композитная канонерка HMS Flamingo
Английская композитная канонерка HMS Flamingo
Английская композитная канонерка HMS Flamingo
Английская композитная канонерка HMS Flamingo
-24
-25
Офицеры и команда HMS Flamingo, Порт-Рояль, Ямайка, 1881 год.
Офицеры и команда HMS Flamingo, Порт-Рояль, Ямайка, 1881 год.
HMS Flamingo в Гамильтоне, Бермуды, 1883 год.
HMS Flamingo в Гамильтоне, Бермуды, 1883 год.



«Фалкон» был введен в строй в Девонпорте 9 января 1878 года. С 1879 года переведен на Средиземное море, планировалось отправить его в Китай. В апреле 1886 года включен в состав эскадры по урегулированию Критского кризиса.

Британские корабли составляли большую часть Международной эскадры: броненосец «Темерер», флагманский корабль герцога Эдинбургского, композитная канонерская лодка Albacore водоизмещением 500 тонн с 4 орудиями, 14-пушечный корвет водоизмещением 2380 тонн Carysfort, броненосец Дредноут водоизмещением 10 820 тонн, железные канонерские лодки «Ди» и «Дон» водоизмещением 363 тонны с 3 орудиями; 6-пушечный корабль-торпедная база водоизмещением 6400 тонн Hecla, стальное судно «Ирис» водоизмещением 3700 тонн с 10 орудиями; композитное артиллерийское судно с тремя орудиями «Фалкон» водоизмещением 780 тонн; броненосцы «Суперб», водоизмещением 9170 тонн с 16 орудиями и «Султан» водоизмещением 9200 тонн с 12 орудиями; , стальной торпедный таран «Полифемус» водоизмещением 2640 тонн; броненосец «Нептун» водоизмещением 9310 тонн с 8 орудиями; композитный шлюп «Дельфин» водоизмещением 925 тонн с 4 орудиями. Эскадра усилена миноносцами №№ 9, 10, 11, 21 и 22.

Кроме того, на Мальте находится еще одна британская эскадра:
«Крейсер», 860-тонный 4-пушечный шлюп; «Александра», броненосец водоизмещением 9490 тонн с 12 орудиями; военный корабль «Хамбер» водоизмещением 1640 тонн; броненосцы «Агамемнон» и «Тендерер»с 6 и 4 орудиями и водоизмещением 9610 и 9330 тонн.

В 1890 году канонерская лодка «Фалкон» использована для испытания новых торпед. Халк с 1890. Продан EW Payne & Company 25 июня 1920 года.


«Гриффон» был введен в строй в Девонпорте 25 сентября 1877 года. С 1879 года служил на станции в Северной Америке и Вест-Индии.

В 1888 году «Гриффон» под командованием командира Джона Э. Блексленда входил в состав эскадры из одного немецкого и семи английских кораблей под командованием контр-адмирала Эдмунда Фримантла (с флагом на «Боадицее»), принимавшей участие в блокаде побережья Занзибара. Это было вызвано восстанием ряда прибрежных городов Танганьики против немецких колонизаторов. Заодно эскадра боролась с полцветавшей здесь работорговлей.

Блокада была весьма скучным времяпровождением, за исключением перехвата судов (дау) с невольниками.

17 октября 1888 года паровой катер с «Гриффона» под командованием лейтенанта Майлса Купера преследовал и вступил в бой с большим дау, вооруженным одним орудием. Дау открыло шквальный огонь, лейтенант Купер был смертельно ранен, двое моряков (Александр Петти и Уильям Уорд) получили тяжелые ранения. Корабельный капрал Джон Брэй взял на себя командование катером и заставил дау выброситься на берег, где арабы попрыгали за борт и скрылись, оставив судно трофеем. На борту оказалось 74 раба. 19 октября дау было осуждено вице-адмиралтейским судом на Занзибаре.

  28 сентября 1891 года «Гриффон» был продан Совету по торговле как халк "Ричмонд".

HMS Griffon 1876
HMS Griffon 1876

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам