Найти в Дзене
Брежневка в Купчино

Будапештская АТС. Первое экспериментальное каркасно-панельное здание АТС с жилыми квартирами на улице Турку в Купчино

Оглавление

Давно хочу написать об архитектуре автоматических телефонных станций Купчино, потому как эти здания сразу бросаются в глаза на фоне панельной жилой застройки и уносят мыслями в какой-то из антиутопичных или ретро-футуристических миров. И эту серию статей начну со знакового в архитектуре района и города здания на улице Турку, д. 1.

Северный фасад здания АТС с окнами-бойницами. Фото моё.
Северный фасад здания АТС с окнами-бойницами. Фото моё.

Предыстория про АТС

На самом деле заглядывалась на подобные здания я давно, они вселяли в меня одновременно восхищение и благоговейный страх, но таким знатоком я была далеко не всегда. Ещё года три назад я покупала по объявлению пластинку и договаривалась с мужчиной о встрече. У нас состоялся следующий диалог, который переведут на русский, наверное, только купчинцы:

— Можем встретиться у «шайбы».
— Давайте лучше у АТС. Знаете, где это?
— Нет.
— А колледж Метрополитена?
— Да, знаю.

При встрече возле колледжа мужчина указал на то самое антиутопичное сооружение (Купчинская ул., д. 26, корп. 1), которое мне всегда нравилось, и многозначительно, с какой-то гордостью сказал, что это здание АТС, будете теперь знать.

Но сегодня речь не о нём, а о первом экспериментальном здании АТС следующего, 6-го поколения на улице Турку, д. 1.

Новый подход к строительству АТС, отличия от старых проектов

Необходимость нового подхода к строительству АТС была обусловлена практическими причинами:

  • решениями XXVI съезда КПСС в 1981 г. предусматривался существенный прогресс телефонизации населен­ных пунктов, а Ленинград уже достиг рекордного прироста абонентов;
  • планировка старых АТС не предполагала применения нового оборудования или увеличения мощности станций;
  • старые станции возводились из кирпича, что не позволяло увеличить темп строительства, поэтому был необходим индустриальный подход, что и привело к переходу на каркасно-панельные конструкции.

Экспериментальное строительство было предложено по типовому проекту серии 602-1ЛГ (как и моя брежневка). Архитектором выступил А. Б. Паперно. От предыдущих (индивидуальных) проектов экспериментальное здание отличалось гибкой планировкой, что позволяло проводить реконструкцию любого этажа при переходе на более современное оборудование или введения новых мощностей в эксплуатацию — независимо от эксплуатации остальных.

Автозал АТС на улице Турку. Скан из журнала «Ленинградская панорама», № 7 1983 г.
Автозал АТС на улице Турку. Скан из журнала «Ленинградская панорама», № 7 1983 г.

Будапештская АТС

️Как я уже неоднократно говорила, активно развивавшийся район Купчино был богат на градостроительные эксперименты в советское время. И именно АТС на улице Турку (тогда ещё Бассейной, т.к. в отдельную улицу Турку отделилась лишь в 1987 году) стала первой в серии АТС нового поколения, выполняемых на основе каркасно-панельной конструкции и рассчитанных на 20 тысяч абонентов.

Памятная доска на Северном фасаде АТС, появившаяся после отделения улицы Турку от Бассейной. Фото моё.
Памятная доска на Северном фасаде АТС, появившаяся после отделения улицы Турку от Бассейной. Фото моё.

В статье И. Б. Малькова в журнале «Ленинградская панорама», № 7 1983 г. это строение на характеризовалось так:

«Ещё не зная о его предназначении, горожанин неосознанно попадает в поле его эмоционального воздействия. Одних постройка привлекает своими динамичными формами, активным цветовым решением фасадов, облицованных светло-коричневой плиткой. Других — интригует узкими окнами-бойницами, большими плоскостями стен, высоким тёмным цоколем. Так или иначе, равнодушных нет».

Монументальное внешне, здание оказалось довольно компактным, почти квадратной формы.

В цокольном и на втором этаже размещены все помещения, связанные с энергообеспечением АТС, вводом и преобразованием сигналов, технические и административно-бытовые помещения. С третьего по седьмой этаж располагаются основные технологические помещения станции.

Любопытно, что на первом этаже также находились жилые квартиры для работников станции. Не знаю точно, существуют ли они по сей день, но, судя по заколоченным окнам, скорее всего, квартиры по назначению не используются.

Восточный фасад АТС и частично заколоченные окна квартир на первом этаже.
Восточный фасад АТС и частично заколоченные окна квартир на первом этаже.

Эксперимент был признан успешным, и в дальнейшем было построено порядка 10 зданий АТС серии  602-1ЛГ. А первопроходцу — Будапештской АТС — в 2022 г. исполнилось 40 лет. Сейчас это Петербургский филиал ОАО «Ростелеком» АТС 774/705 «БУДАПЕШТСКАЯ».

А вы пользуетесь ещё домашним телефоном? Честно говоря, до того, как заинтересоваться этими строениями, я действительно не думала, что АТС ещё существуют.

Не забывайте ставить лайки — это лучший способ отблагодарить автора.

И подписывайтесь на мой блог: здесь о Купчино — с душой, а также о жизни и ремонте своими руками в брежневке.

Также отблагодарить автора всегда можно любым символическим ДОНАТОМ.

Все материалы о Купчино и советской архитектуре собраны в отдельных подборках (ссылки активны).