билайн университет — первый корпоративный университет в России. Зачем он нужен, какие задачи решает и для кого предназначен? Обсудили эти и многие другие вопросы с Евгением Уйхази, директором по управлению талантами и развитию персонала в билайне.
И: Евгений, добрый день. Расскажите, зачем билайну свой университет?
Е: Здравствуйте! Хороший вопрос. Давайте начнем с истоков. Университет был основан в июне 1999-го года (с ума сойти!) Дмитрием Борисовичем Зиминым. Изначально предполагалось, что это будет некая школа лидеров. Плановая экономика в нашей стране уже сменилась рыночной, но людей, которые разбирались в современных реалиях, практически не было.
И где же брать эффективных управленцев? Западные компании нашли решение: они привозили экспатов, обладающих необходимым опытом, знаниями и компетенциями. Мы же начали сами взращивать управленцев, менеджеров и лидеров, которые были так нужны билайну. Поэтому создание университета стало необходимостью. В роли спикеров выступали самые известные экономисты и политики того времени: Герман Греф, Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада. Они приходили и учили первых сотрудников компании. Сейчас билайн университет — это не только школа лидеров. Это полноценный университет, который решает целый спектр задач, улучшает деятельность компании, позволяет нам развиваться.
И: В университете учатся только сотрудники билайна?
Е: Изначально было именно так. Вообще, главная цель университета — готовить сотрудников к тем вызовам, которые есть сейчас, и к тем вызовам, которые могут появиться в ближайшее время. Дорога ложка к обеду. Нужны люди, способные справиться со всеми возникшими трудностями и решить даже самые амбициозные задачи.
Однажды — это случилось 3 сентября 2020 года — мы поняли: у нас накопилось много знаний и актуального материала. Так почему бы ими не поделиться? С тех пор университет открыт не только для сотрудников билайна, но и внешних клиентов из сегментов b2c и b2b. Также у нас появился открытый лекторий, который доступен для всех. Видео находятся на нашем канале на YouTube.
Сейчас к нам часто приходят другие компании с запросом: «Поучите наших сотрудников, мы слышали о вас много хорошего». Иногда экс-коллеги говорят: «Хочу у вас учиться, потому что те курсы, которые я проходил в билайн университете, очень нужны, очень полезны и очень востребованы для моей новой работы».
И: Чему можно научиться в университете? Какие есть образовательные программы?
Е: Мы учим всему. Можно получить новые hard skills, то есть профессиональные навыки, soft skills и любые цифровые навыки, которые могут пригодиться в работе. В общем, придя в билайн университет, вы получите все, что вам сейчас необходимо.
И: А есть ли возможность сменить профессию?
Е: Да, конечно. У нас есть Школы, например, Школа инженерии данных, где люди осваивают новую специальность. А еще у нас есть много сотрудников, которые, с одной стороны, являются руководителями какого-то направления, а с другой стороны — сертифицированными коучами, которые прошли обучение, получили соответствующие дипломы и сертификаты. Поэтому знайте: если вам понадобится поработать с коучем, у нас вы можете сделать это совершенно бесплатно.
И: Тема коучинга сейчас очень популярна, расскажите об этом подробнее. В каких случаях стоит обратиться к коучу?
Е: Прежде всего коучинг в организации помогает человеку в разрезе бизнес-среды. Я могу выделить два направления, которые у нас представлены. Это коучинг for performance — он позволяет сотрудникам увеличивать свою эффективность, и коучинг for development — он позволяет развиваться. Но иногда запрос трансформируется в нечто другое, и тогда коучи помогают и в других сферах — например, советуют, как выстраивать отношения с руководителем.
Темы, которые совсем не связаны с бизнесом (например, как найти девушку или молодого человека) наши коучи не прорабатывают. Но для этого есть другой специалист — корпоративный психолог. Поэтому если сотрудника волнует проблема, которая выходит за границы корпоративного мира, ее можно обсудить именно с ним.
И: В университете билайна преподают только сотрудники?
Е: Для нас очень важно поддерживать высокое качество обучения. Если понимаем, что это уникальная экспертиза, а у нас внутри организации нет узкопрофильного специалиста в данной нише, то мы идем на внешний рынок и дальше уже решаем, что хотим делать с этой экспертизой. Конечно, чаще всего нужно «затащить» ее «внутрь». Мы отправляем людей учиться, а потом они, уже будучи сертифицированными специалистами, привносят эту экспертизу к нам в университет и занимаются преподавательской деятельностью.
Возникают и разовые задачи. В этом случае мы посылаем человека на курсы или в какую-то школу, чтоб он получил там необходимые знания. Если это не те компетенции, которые нужны многим, мы не будем привносить их «внутрь».
Приведу еще один пример. За последние несколько лет IT-навыки стали востребованы как никогда, поэтому в начале лета 2022 года мы запустили 4 курса специализированных курса по этой тематике. Все преподаватели — сотрудники блока IT билайна. За две недели мы получили 4000 заявок от людей. 4000! Если отправлять сотрудников в другую компанию на обучению, это будет стоить космических денег. В общем, если мы понимаем, что курс востребован, то сразу стараемся поставить его в наш план проектов. А потом — делаем его максимально удобным и цифровым.
И: А как сейчас организовано обучение в билайне? Оно обязательно или нет?
Е: У нас есть обязательное обучение. К нему можно отнести курсы по охране труда и технике безопасности. Некоторых специалистов мы не можем допустить к выполнению тех или иных его задач, если они не изучили эти программы.
Также мы ежегодно опрашиваем сотрудников и и узнаем их запросы, потребности и пожелания. Каждый из них может выбрать себе ту компетенцию, на которую он будет делать упор с в течение года. Далее он выбирает себе трек развития. Трек — это определенный набор, где мы собрали все курсы, видео, лекции, очные мероприятия, дополнительную литературу по какой-то теме. В этом треке может быть до 20 разнообразных программ, и сотрудник либо выбирает все, что там есть, либо концентрируется на чем-то одном. Выбор за ним.
Еще мы собираем запросы от директоров, руководителей дирекций и руководителей функций. Они рассказывают, какой вектор развития хотят задать для своих подчиненных, озвучивают свои ожидания. После этого мы запускаем для сотрудников соответствующие программы. Это могут курсы лекций, какие-то специализированные мероприятия или же, например, карьерные консультации.
Более того, у нас предусмотрен формат командных сессий. Если индивидуальные курсы предполагают, что сотрудник работает над своей индивидуальной задачей, то в случае командных сессией группа людей учится грамотно выполнять командные задачи.
И: Бывают ли в университете дни открытых дверей? Сотрудничаете ли вы с другими вузами?
Е: Мы проводим бизнес-завтраки — как правило, их посещают представители профессиональных сообществ. В позапрошлом году у нас два раза проходила своя университетская конференция — двери были открыты для всех желающих.
Также мы взаимодействуем с Минцифры и ведущими вузами страны. Как-то к нам обратились специалисты из одного сибирского университета — нужно было научить преподавателей продвинутым навыкам работы с Excel. Разумеется, мы не отказали.
И: Как вы думаете, какие направления, помимо IT, сейчас востребованы и актуальны? Чему стоит учиться тем, кто хочет построить успешную карьеру?
Е: Скажу так: в последнее время особенно ценятся всесторонне развитые люди. Недостаточно обладать набором soft skills, быть классным специалистом в узкой сфере или поражать всех своим эмоциональным интеллектом. Важно, чтобы у человека было как можно больше полезных компетенций, знаний и качеств. Чем разнообразнее и шире ваш опыт, тем более востребованы вы на рынке.
Также в последнее время на передний план вышли цифровые навыки и технические способности человека. Специалисту любой сферы необходимо разбираться в современных цифровых технологиях — без этого никуда.
И: Евгений, большое спасибо за такой интересный разговор!