Найти в Дзене
Жизнь и байки

История о том, как я во взрослом возрасте перестала бояться рисовать.

Виноград. Бумага для черчения А3, простые карандаши.
Виноград. Бумага для черчения А3, простые карандаши.

-Посмотрите, ваше сало закрыло всю красоту!
- Сначала надо понять какое ваше сало и сколько его.
- Нет, мы не можем заняться другими делами, пока не разберемся с вашим салом.

Это в студии рисования одна ученица рисует деревенский натюрморт с крынкой, луком, салом и хлебом, и вот такие разговоры с ней разговаривала преподавательница. А не то, что вы подумали. А у них за спинами я бьюсь в беззвучной истерике от двусмысленности фраз. Правда потом забила и ржала уже в голос и все со мной.

Моя история с рисованием началась в апреле 2018, в мае заканчивался сезон в бассейне и я дико боялась пустых вечеров, и начала искать себе подходящие групповые тренировки. И нашла рисование. Вот такие групповые тренировки.
Не секрет, что я в детстве ходила в художественную школу, таланта у меня нет никакого, мне просто очень хотелось рисовать. И категорически мне не давалось вот это академическое рисование. Эти натюрморты с натуры акварелью, да при советском дефиците, когда и бумага хоть какая-то, ладно хоть акварель из Питера возила. Учителя относились ко мне хорошо, ну а что, не хулиганю, не пропускаю, но перебивалась я с четверок с минусом на тройки. По композиции оценки были хорошие, да по скульптуре.

В случае со студией, которая вернула в мой мир рисование была масса плюсов с самого начала: и месторасположение через дорогу от офиса, и маленькие группы учеников, и цена. Сначала там я много молчала, потому что очень хотелось материться от бессилия, от порванных нейронных связей, от невозможности раскрепостить руку и голову.

Хотелось разговаривать так:
- Валерия, у вас получается?
- Получается, но &уйня, это считается?

- Валерия, у вас есть вопросы?
- Да, конечно, вот почему у меня ни &уя не получается?

Преподаватель очень душевная женщина Светлана Юрьевна, мне с ней было очень комфортно. Очень деликатная, приветливая, максимально спокойная преподаватель. Группа, с которой я ходила рисовать это четыре тетушки-непогодушки пенсионного и предпенсионного возраста. И вообще заниматься туда тогда ходили только дети и пенсионеры и я. И очень долго у нас на уроках было тихо, мы разговаривали только по делу, а Светлана Юрьевна была всегда в меру строгой. Пока в один прекрасный день все не начали дружно косячить, я начала всех немного троллить, и всем было очень смешно, буквально до слез.
И мне надо бы завершить уже рисунок, но не получается:
- Светлана Юрьевна, а почему я рисую лошадку, а выходит все равно собачка?
- Ой, Валерия, нарисуйте как будто она у вас за деревом стоит, да и все! И это было очень необычно и смешно, потому что Светлана Юрьевна обычно подробно разбирает, что не так и что надо сделать, чтобы было так, а тут "лошадка за деревом и все".
Ну и, с той поры у нас большинство уроков шли под гогот или душевные разговоры. Время там всегда летит незаметно, часто не смотришь на часы и спохватываешься, когда уже прошло больше двух часов с начала урока. Да, заявленный урок длится час, но мы занимаемся последние, и Светлана Юрьевна говорит: "Ну раз вам рисуется, я же не буду вас выгонять" и поэтому меньше чем на полтора часа мы не приходим.
Как-то раз не пришла ни одна тетушка, я рисовала одна, а Светлана Юрьевна со мной за компанию. Ее муж (у них оформительская студия в соседнем офисе) заваривал нам чай, мы бесконечно пили чай и ели конфеты, и на часы посмотрели обе только через три с половиной часа! Ну и смешных диалогов, как в эпиграфе про сало накопилось уже масса:

Светлана Юрьевна: - Наталья Николаевна, а что вы там нарисовали? Апельсин?
Наталья Николаевна с подчеркнутым хвастовством в голосе: - Да! Похоже? Светлана Юрьевна ни доли секунды не размышляя: - Нет!

Любовь Михайловна первый раз рисует пастелью, очень уверена в себе, не задает ни одного вопроса, активно использует мелки. Светлана Юрьевна смотрит на нее из угла долго и в недоумении:
- Любовь Михайловна, а что вы там делаете? Рисуете что ли?

Мальчик Лева рисует хищную птицу, птица готова, но Лева не готов закончить рисунок:
- Подождите, я ему нарисую еду! Вот мышка порванная напополам, вот шкурка ее, вот мяско, а вот выпали кишочки.

Я люблю рисовать пейзажи с намеками на людей. Вроде как люди, это уже сложнее, чем просто пейзаж, но люди настолько вдалеке, что построением заниматься не надо. Один раз ляпнула, что это зомби. С той поры Светлана Юрьевна могла встретить меня фразой:
- Я для вас таких красивых зомби нашла, вы не представляете!

Муж Светланы Юрьевны, Александр Павлович, часто в нашу группу заглядывает, он очень талантливый и опытный художник, но нулевой педагог, поэтому ты можешь сидеть и думать, что ты до фига мастер в рисовании и вот твой готовый рисунок, но потом приходит Александр Павлович и говорит:
- Неплохо, продолжайте, воду надо всю переделать!
Первое время я готова была в этом месте разреветься.

Потом это переросло в диалоги:
- Надо переделать!
- Не буду!
- Но ручей течет не туда!
- Так подождите, вы видите, что это ручей?
- Вижу! - Вы видите, что он течет?
- Вижу! - Какие ко мне могут быть вопросы? 😀

Или:
- Воду надо переделать!
- Подождите, это вода?
- Да!
- В воде есть отражение?
- Да!
- То есть прямо видно что это отражение?
- Да!
- На этом и закончим! 😀

Это я иду с какого-то из первых уроков, звоню маме и говорю:
- Я руко&оп, я не могу нарисовать облака!
- Ну ты не переживай так, видно ведь что это облака, а не собака, например. 😀😀😀

Или еще диалог с другом:
- Я ничего опять не могу!
- Только не говори про себя, что ты криво&оп!
- С кривой-то &опой как раз нет проблем научиться рисовать! 😀😀😀


Ну и под конец истории пересказ философского диалога: Светлана Юрьевна:
- Все умеют рисовать, талант есть не у всех, но рисовать умеют все. Просто у многих в жизни был опыт неуспеха, который мешает взять в руки карандаш или краски и рисовать.
- Но если все умеют рисовать, то почему тогда не все рисуют?
- Потому что не рисуют.


Я шла туда не как на урок, а как к очень хорошим знакомым, заряжаться атмосферой и питаться теплом. Года через полтора мне перестало хватать самостоятельности и я перестала заниматься в студии.


А в карантин-пандемию обнаглела настолько, что весь 2020 год вела безоплатные уроки рисования он-лайн два раза в неделю. Со мной занималось несколько пенсионерок, чуть позже они все нашли себе какое-то творчество по душе. Да и со всей "моей" группой человек из пятнадцати сохранились добрые чуткие отношения. Но это уже совсем другая история.