Салам друзья! Тема сегодняшней статьи это города, связанные с чувашским народом. Начнём пожалуй с самого интересного города под названием Адилджеваз(Adilcewaz), в котором Адиль— Волга, Джеваз— чуваш.
Город АдилДжеваз и Геваш(Джеваш) схожи по названию и расположены на берегу оз. Ван, на территории современной турецкой провинции Битлис.
История АдилДжеваз с Википедии
Средневековый город Адилджеваз, принадлежавший Аббасидскому халифату ,а затем империи Сельджуков , располагался на крутом холме у озера и вокруг него. Некоторые фрагменты городских стен этого периода все еще видны. Надпись с именем правителя Кара-Коюнлу 15-го века Джахан-шаха была сделана у западных ворот старого города, но он «вряд ли внес большой вклад в стены» - они, вероятно, были построены до сельджуков, а затем отреставрированы c 1231-43 годы правления сельджуков. Небольшая мечеть, возможно, 14-го или 15-го века, является единственным зданием, которое все еще стоит в этом районе. За стенами также был пригород, в основном южнее, который сейчас находится под водой. Один населенный пункт, по-видимому, остался изолированным, так как повышение уровня воды в какой-то момент превратило его в остров.
В позднем средневековье уровень воды снова поднялся, и пригородные районы на юге были заброшены в пользу равнины вокруг района, где позже был построен Улу Ками эпохи Османской империи . Вероятно, к концу 16 века, когда была построена османская мечеть, южный остров также был затоплен. Старый обнесенный стеной район был «больше не жизнеспособным в качестве центра города», хотя здесь все еще было несколько домов. Скорее всего, османская мечеть с девятью куполами была построена, чтобы отразить изменение города, а не поощрять его; большая часть пригородов, вероятно, уже была переселена до его строительства. Еще один памятник примерно того же времени — ныне почти разрушенныйхан в соседней деревне Кохоз (официально Йолчаты). Хан локально приписывается Зал Паше (ум. 1580), который был санджак-беем Адильцеваза во время похода Сулеймана I против Сефевидов в 1548-1549 гг. , но других археологических или текстовых свидетельств нет чтобы подтвердить это.
В последние века Адильцеваз снова переместился, на этот раз из старого центра османского города в его нынешнее место на 1 км восточнее. Землетрясение в конце 1800-х годов вызвало наводнение, разрушившее многие дома на берегу озера, что, вероятно, способствовало этому второму сдвигу. В отчете 1879 года отмечалось, что маленькая старая мечеть больше не использовалась в качестве места отправления культа; затем он использовался для хранения зерна.С тех пор он был сильно восстановлен.
Сложно сказать в какой исторический период город получил имя в честь волжских чуваш, но город имеет достаточно богатую историю.
Следующий город, связанный с чувашским народом это Билясувар(Pilesuvar). Билясувар это центр одноимённого района Азербайджана. Этимологию наименования города азербайджанские историки выводят от "Великого Всадника", однако я считаю что город носит имена 2 волжских городов, откуда переселились жители, беженцы от монгольского нашествия в 13 веке:
1. Биляр
2. Сувар
Впервые упоминается в источниках в XIII веке в форме Пилесувар, которое со временем трансформируется в Беласувар. Пиле-Савар был построен сановником династии Буидов, которого звали Пиле-Савар («Великий всадник»)
Тавуш или Товуз, тоже имеет историческое родство с чувашами. Когда-то после волнений в Хазарском каганате, после 750 г. часть савир переселяется на земли современной Армении и Азербайджана. Армянские источники их называют "севордик" или "чёрные сыны"! Это были хорошие воины, которые знали металлургию, кузнечное и оружейное дело. К 10 в. они были арменизированы.
Современный Тавуш находится на территории Армении, однако и в Азербайджане есть город Товуз.
Исследования показывают сложный исторический путь чувашского народа. Требуется глубокое изучение истории этих городов, которое осложнено географическим расстоянием и языковым барьером.
Если вам было интересно, ставьте лайк👍!