Сегодня мы поговорим про экстремальный метал Латинской Америки первой половины 90х. Та ещё экзотика, но, как выяснилось, здесь очень даже есть в чем разобраться. В основе всего у нас будет дэт-метал, но с различными вариациями. Всего рассмотрим семь полноформатных альбомов, по одному краткому обзору на каждый. Так что точите мачете и отращивайте усы, начинаем вылазку в джунгли.
Mortem - Demon Tales (1995) 🇵🇪
Начнём с чего-то образцового, чтоб прям латиноамериканский колорит во все поля. А ядром этого колорита является, конечно же, значительная доля трэш-метала, потому что без наследия Sepultura и Sarcófago, очевидно, никуда в раннем дэт-метале из Южной Америки, и в творчестве одной из центровых групп сцены в том числе.
Впрочем, на дебютнике перуанцев Mortem (не путать с их московскими тёзками, о которых когда-нибудь, может быть, тоже поговорим в соответствующей теме) также проглядываются явные влияния от Slayer (что как бы по дефолту) и щепотка чего-то от ранних Morbid Angel. Последнее особенно любопытно - определённые технические инспирации от флоридских отцов здесь явно эпизодически проскакивают, но общий вайб от звучания ведёт совершенно в другую сторону.
У перуанцев явно нет той сложности и продуманной атмосферности, которой были знамениты Морбиды, но зато, как и положено латиносам, грубости и брутальности им не занимать, поэтому, само собой, с бласт-битностью и риффо-ориентированностью здесь полный порядок. Энергичный и интенсивный дэт-метал (или трэш-дэт, если кому-то угодно) с лирикой на тему всякой карнавальной чертовщины и тем самым колоритом - харизматичным, словно испанский акцент в английском языке.
Expulser - The Unholy One (1992) 🇧🇷
Хидден-джем даже внутри такой вот не самой хайповой темы. Случайно наткнулся на этот альбом буквально на прошлой неделе и сразу понял, насколько же идеально он шлифанёт этот список.
И вот здесь у нас точно трэш-дэт безо всяких оговорок. Этому релизу место в контексте моего разговора о Sarcófago, в одном ряду с пятком бразильских дебютников конца 80х, что звучат ровно в том же духе, что и сабж. Но эти ребята припозднились к вечеринке и разжились полноформатом лишь в 92 году, что никак не повлияло на его общий вайб, а потому тут у нас по ощущениям год эдак 1987.
В итоге имеем иногда разухабисто-риффастый, а иногда уходящий в плотный бласт-битный завал экстремальный трэш-метал с подсушенным и жарковатым олдовым саундом в лучших традициях братьев Кавалера и дона Ламуньера. И всё это со стойким резким душком того, что позже окрестят War Metal'ом или же Bestial Black Metal'ом, который, как известно, в Бразилии зародился и, оформившись в холодной Канаде, в Южную же Америку и вернулся масштабной волной уже ближе к 2010 годам.
Cenotaph - The Gloomy Reflection of Our Hidden Sorrows (1992) 🇲🇽
Если в данной теме выделять какие-то отдельные персоналии, то в первую очередь стоит упомянуть основателя Cenotaph Даниеля Корчадо. Более всего этот мучачо стал известен благодаря участию в проекте The Chasm, который он сколотил, покинув состав своей первой группы сразу после выхода дебютника. Также он успел засветиться в качестве вокалиста на альбоме культовых Incantation от 98 года. Забавная тогда вышла ирония - мексиканский гастарбайтер подменил одиозного Крейга Пилларда, известного своими околонацистскими увлечениями.
Что же касается первого полноформата Cenotaph, то на первый взгляд здесь пресловутый колорит как будто отсутствует полностью, но самом деле нечто специфически мексиканское влияет на стилистику альбома с абсолютно иной, более культурно укоренённой стороны.
Главной фишкой релиза является просто убойной для 92 года плотности и тяжеловесности звук, ничего настолько же массивного и басовитого в модных тогда Морисаундах да Санлайтах и близко не сводили. При этом, весьма рубильные бластовые ускорения здесь присутствуют, но в основном темпы и структура треков тяготеют скорее к дэт-думу.
При всем своём, так сказать, разрушительном потенциале, альбом как будто полностью лишён всяческой агрессии и свирепости, что радикально отличает его от двух предыдущих представителей. Скорее наоборот - в соответствии с названием работы звучание стремится к интроспективности и угрюмой задумчивости, что на контрасте с техническими фичами придаёт релизу некой трансцендентности и глубинной атмосферности.
Masacre - Reqviem (1991) 🇨🇴
Любят же в дэт-метале словечко Massacre - среди заслуживающих внимания представителей, в чьих названиях оно в той или иной вариации присутствует, можно упомянуть флоридских классиков Massacre и великолепных французов Massacra, а теперь вот у нас колумбийская обскурятина. Есть некая инфа, что знакомство по переписке с группой водил сам Евронимус и были даже какие-то намерения издать этот альбом на его лейбле, но что-то не пошло. Вообще, Евро как дистрибьютор в те годы интересовался многими очень разными бандами со всего мира, но сейчас не об этом.
Если мы ищем специфический южноамериканский вайб, то здесь его столько, шо прям чинга ту мадре - начиная с текстов на родном языке, что очень уж бросается в уши, и заканчивая тем, насколько дико харизматичным вокалом они исполнены. И вообще, дело даже не сколько в той самой латинскости, сколько в целом в самобытности и независимости от канонов, которыми дэт-метал к тому моменту уже успел обрасти.
Но в силу изолированности до группы это всё не особо дошло, и в итоге видение жанра у них получилось очень своеобразное - с очевидным влиянием бразильских традиций 80х, с общей хаотичностью и непредсказуемостью сонграйтинга, но с очаровательной дуболомно-неандертальской простотой и полным отсутствием претензий на входившую тогда в тренд техничность.
Саунд для дэта, конечно, здесь жидковат и плосковат, но в данном случае вполне можно воспринять это как фичу, которая, к тому же, идеально вписывается в посыл текстов. Да, по первому впечатлению легко подумать, что они тут про всякое сатано-диабло, но на самом деле лирика имеет острую социально-политическую направленность, что лишь добавляет трушности в образ этих пендехос, выросших в Медельине 70-80х.
Mystifier - Göetia (1993) 🇧🇷
Этому альбому бы в рубрику honorable mention внутри цикла про прото-блэк, но идея этого поста у меня зародилась ещё тогда, а в данном контексте сей релиз будет прямо-таки украшением. И да, в отличие от всех остальных фигурантов этого топа, здесь в основе скорее блэк-метал, но такой, у которого со скандинавами общего ровно столько же, сколько и у других героев списка.
То бишь очень мало, и уж если сравнивать с кем-то, то скорее с ранними Samael и Mortuary Drape, или с эдакой более злой и демонизированной версией греческого блэка тех лет. Перед нами такой прокачанный и эволюционировавший продукт первой волны блэка, не особо впитавший наработки волны второй. В итоге, как и у всех групп такого плана, на выходе получается микс из различных веяний, на бумаге вроде бы не очень друг с другом сочетающихся, но в данном случае складывающихся в единое цельное полотно.
С одной стороны, здесь у нас самый что ни на есть бестиал-блэк в лучших латиноамериканских традициях, со всей его бешеной рваностью и хаотичной молотильностью, но с другой, эти ускорения составляют скорее меньшую часть хронометража, в основе же лежит очень неторопливая и вполне себе думовая ритмика. И вот на таком пересечении создаётся впечатление концептуальной упорядоченности и организованности звериной War-метальной природы релиза.
Поэтому, вместо беспрерывного поливания отбойными бластами и яростным риффовым шредом, группа неспешно и методично нагоняет густой атмосферы некой зловещей оккультной мессы, используя для этого широкий спектр средств - от продуманной вариативной структуры композиций и большого разброса скоростей до синтезаторных и органных аранжировок, издевательски длинных названий треков и стилёвейшего артворка. Все имевшиеся тогда тенденции бразильского экстремального метала, переплетясь в этой работе, достигают пика своей зрелости и крутости.
Honorable mentions:
Перед тем, как переходить к шестой части топа, очень кратко пройдёмся по парочке неплохих релизов, которые по тем или иным причинам в сам список не влезли, но упоминания для полноты картины достойны.
Blackthorn - The Rotten Ways of Human Misery (1992) 🇲🇽
Я, естественно, не ставил себе цели выскрести все мексиканские подвалы тех лет на предмет неплохих дэтовых релизов, ибо задача неподъёмная и не факт, что того стоящая, но один такой альбомчик из глубочайшего андера мне случайно попался.
В общем-то у нас здесь старательное, подробное, со всем уважением передирание классического альбома великих Death - "Leprosy" 88 года выпуска. Так что в плане какой-то региональной самобытности релиз нам тут не в кассу, а вот соскучившиеся по раннему Шульдинеровскому наследию могут эту штуку зацепить вполне с кайфом.
Krisiun - Black Force Domain (1995) 🇧🇷
Если все герои нашего списка в начале 90х скорее уже раскрылись на полную, а стартовали в конце 80х, то эти бразилы к 95 году свой путь только начали, так что в целом группа больше про нулевые, когда они окончательно отшлифовали свой узнаваемый стилёк и в нем записали парочку релизов, с которых ваш покорный некогда сильно фанател.
Здесь же скорее проба пера и нащупывание этого самого стиля, что вылилось в подражание ранним Deicide с их фирменным хаотично-техничным сатанодэтом. Получилось весьма яростно и по-настоящему так, по-бразильски злобно, но некоторая здешняя расхлябанность и лоу-файность звука и исполнения не идёт на пользу изначальной идее. А ведь потом, что любопытно, группа стала известна ровно противоположным подходом.
Pentagram - Pentagram (Compilation) (2000) 🇨🇱
Так вышло, что одна из первых латиноамериканских прото-дэтовых групп была тёзкой не в пример более известной отцовской трад-думовой команды из Штатов. Такой нейминг, естественно, не способствовал популярности этих чилийцев и карьера у них вышла намного более скромной и короткой, чем, например, у их товарищей из Sepultura, с которыми они плотно корешили в конце 80х - на время совместного тура по Бразилии участники Pentagram даже жили в имении семьи Кавалера в Белу-Оризонти.
Вскоре Сепу заприметил Скотт Бёрнс, искавший тогда молодые таланты в Южной Америке, пристроил их в свою культовую флоридскую студию и помог срастить контракт с Roadrunner Records. Пентаграмма же довольно скоро приказала долго жить, оставив после себя лишь шесть демо-треков 87 года разлива, которые неплохо распространились по узким андеграундным кругам, в основном почему-то в Швеции. Материал этот переиздали в 2000 году в виде такой вот компиляции, а сама группа восстановилась в начале 10х и выпустила первый полноформат.
Но всё это мало что поменяло и Pentagram так и остались специфическим изюмом для самых прошаренных. А ведь интересно было бы услышать, каким бы мог получиться их дебютный альбом ещё в те годы, потому как тут у нас настоящий слепок эпохи и репрезент формирования южноамериканского экстрим-метала - с хуковым цепким риффажом, забористой ритмикой, органичной подвальной равятиной и вообще сплошными искренними радостями от взросления при Пиночете. Такой вот быстрый экскурс в корни того, о чем мы говорим в контексте этого топа.
Hadez - Aquelarre (1993) 🇵🇪
Ещё один альбом, вопреки стереотипам не хлещущий энергичностью и оголтелостью. Скорее наоборот - сонграйтинг здесь строго продуман с целью максимально полного воссоздания ощущения от картины, что мы наблюдаем на облоге. Начиная с пафосных, но весьма убедительных интро и аутро, и заканчивая фишками, что протягиваются через все треки.
Фишки эти, как и подход в целом, являются тем, что в музыке мне обычно не сильно нравится (но везде бывают свои исключения) - вместо сочинения ярко выраженных музыкальных фраз эти перуанцы фокусируются на более абстрактных приёмах в стремлении нагнать атмосферы. В итоге вместо обычно присущей латиносам выпуклой риффастости здесь получается ровно противоположная история.
Впечатление повсеместной размазанности и протяжности достигается тут посредством обильного вливания блэкового тремолирования в риффворк, а различные криповые сэмплы, которые обычно используются в качестве бэкграунда, здесь запускаются прямо посреди композиции и сливаются с лидами, размывая границу между номерным треком и саундскейпом.
Даже эпизодические молотильные разгоны ритм-секции будто утопают в ползучей вялотекущей материи здешних тягучих темпов, а обрывочно сведённый лающий вокал некой неопределённой техники завершает общий эффект замкнутости и клаустрафобности. Такой вот дарк эмбиент-дэт метал. Реально жуткий и по-настоящему инфернальный альбом.
Pentacrostic - The Pain Tears (1992) 🇧🇷
А шлифанёмся релизом, который отлично задаёт завершающий минорный настрой.
Иногда граница между замедленным дэтом с думовыми влияниями и уже конкретно дэт-думом очень тонка, и это именно такой случай. На данном незаслуженно обделённом вниманием альбоме бразилы демонстрируют шикарный образец самого НЕюжноамериканского звучания, какое только может быть - с грузящей неторопливой ритмикой и давящим гулким саундом в лучших традициях ранних представителей данного жанра.
Гитарный звук здесь немного излишне песочит и явно отдаёт подвальностью, но пыльной косматой атмосфере в колее первой волны дэт-дума это только в плюс, а медное дребезжание баса на фоне этого лишь обособилось и приобрело смачную выпуклость.
Сонграйтинг же нельзя назвать совсем уж пещерно-лобовым - посреди укачивания монотонным прессующим риффингом проскакивает очень скупая и суровая мелодика, только приобретающая от этого в цепкости и акцентированности. Вкупе вся эта картина даже рождает внезапные ассоциации с финской дэт-сценой тех лет.
В итоге, несмотря на всю минималистичность и аскетизм звучания, группа справляется с вполне прозрачной творческой задачей и нагоняет пасмурного тоскливого вайба, оставляя горькое послевкусие по завершении релиза. Крепкая, уверенная и весьма талантливая работа максимально в духе своего времени.