Однажды у Коржика, Карамельки и Компота сломался чайник. Вместе с папой они отправились в магазин, где купили много важного и нужного, но совсем забыли про… чайник! А дома оказалось, что совершённые покупки не так уж и нужны. Знакомая ситуация? Иногда даже взрослым сложно удержаться от покупки милых, но бесполезных вещей. Что же говорить о детях, которые ещё не понимают, откуда берутся деньги и куда они тратятся кроме самого очевидного — покупок в магазинах.
Как научить ребёнка правильно обращаться с деньгами, разбираемся вместе с Василисой Глядешкиной, экономистом, педагогом, автором книги «Деньги. От карманных до своих. Самое важное о финансах подростку».
Почему это важно?
Понимание того, что такое деньги и как их используют, научит ребёнка важным навыкам, которые пригодятся во взрослой жизни:
- ответственности;
- грамотному отношению к своему бюджету;
- разумному потреблению — не тратить деньги на бесполезное.
Как научить ребёнка обращаться с деньгами
Рассказывать о деньгах стоит с раннего возраста. В 3–4 года можно играть в магазин. Так в простой и понятной игровой форме ребёнок поймёт, что такое деньги, для чего они нужны и как с ними обращаться. Ещё можно воссоздавать ситуации, связанные со сферой услуг: парикмахерская, салон красоты, ветеринарная клиника, автосервис. Ситуативные игры дают ребёнку понимание, что деньги нужны не только для покупок в магазине.
Помочь в объяснениях могут и многочисленные обучающие игры — «Супермаркет», «Касса», «Мини-магазин» и другие. В некоторых играх деньги полностью повторяют настоящие — это помогает заранее приучить ребёнка к существующим номиналам.
Обращению с деньгами лучше всего начинать обучать на примере наличных благодаря их наглядности и осязаемости. В отличие от монет и купюр, безналичные деньги слишком абстрактны для ребёнка и могут сформировать у него ложное представление о банковской карте как о волшебной палочке, исполняющей желания. При этом ребёнок должен понимать, что деньги на банковской карточке тоже могут заканчиваться.
В 5–7 лет пора начинать привлекать детей к покупкам в настоящем магазине. В этом возрасте ребёнку важно дать возможность проявить самостоятельность, а также сформировать чувство ответственности и понимание ценности товаров.
На этом этапе важно донести до ребёнка разницу между необходимыми тратами — потребностями — и расходами ради удовольствия. На развлечения можно выделять отдельную сумму, но стоит также рассказать про возможность накопления на дорогостоящие покупки. В качестве мотивации подарите ребёнку копилку или кошелёк, куда он сможет откладывать средства на свою мечту. Например, машину на радиоуправлении или домик для кукол.
В этом возрасте уже можно играть в финансовые настольные игры. Например, в детские версии игр «Монополия», «Миллионер» и другие.
В 8–10 лет у ребёнка появляются новые потребности и первые самостоятельные деньги. Чтобы научить планировать траты и сформировать полезные привычки, выдавайте карманные деньги в оговоренный заранее срок, как зарплату. Ребёнку важно понять, что других денег от вас он до следующей даты не получит. Это поможет ему научиться планировать свои траты, экономить и копить — очень важный навык для будущей самостоятельной жизни.
Чтобы определить оптимальную сумму карманных денег, нужно понять, на что ребёнок их будет тратить. При этом деньги на питание в школе и проезд нельзя считать карманными, так как это обязательные расходы, поэтому лучше учитывать их отдельно.
Заведите ребёнку банковскую карту. Счёт ребёнка будет привязан к вашему счёту — так вы сможете контролировать траты и пополнять баланс. Однако не увлекайтесь чрезмерным контролем. Покупая разные сладости и игрушки, ребёнок сам поймёт, как быстро тратятся деньги.
Объясните основные правила безопасности:
- никому не сообщать информацию, написанную на банковской карте. Особенно людям, которые звонят с незнакомых номеров. Ведь это могут быть мошенники и разговаривать с ними нельзя, даже если они представляются сотрудниками банка или полиции;
- не оставлять карту без присмотра;
- не переходить по ссылкам в СМС или соцсетях, в которых сообщается о выигрышах или выгодных ценах;
- не вводить данные своей карты в интернете и мобильных приложениях.
Ещё пара важных советов, которые актуальны независимо от возраста ребёнка:
Подавайте пример. Следите за тем, как вы сами относитесь к повседневным тратам и что говорите при этом ребёнку. Избегайте выражения «мы не можем себе этого позволить». Даже если финансовая ситуация сейчас сложная, для ребёнка это звучит как «мы бедные», что отразится на его самоощущении в общении со сверстниками. Лучше сказать, «мы не будем тратить деньги на это, мы распорядимся ими иначе».
Привлекайте детей к планированию расходов семьи. Например, при покупке новой одежды сравнивайте цены на похожие вещи. Или покупая еду в супермаркете, считайте выгоду от акций. Пусть ребёнок осознает, во сколько обходятся траты на повседневные вещи по сравнению с ценами на игрушки и сиюминутные хотелки.
Для вашего удобства мы собрали подборку товаров из Детского мира, которые помогут в обучении детей финансовой грамотности:
• Сюжетно-ролевые наборы
• Игры с деньгами
• Книги о финансах для детей.
Удачного обучения!