Поведенческая экономика: почему мы тратим деньги неразумно и что с этим делать?
В 1989 году в России появилась компания «МММ», которая занималась продажей оргтехники. Позже организация не раз меняла направление деятельности, а в 1993‑м начала продавать свои акции — всего была выпущена 991 тысяча. Вкладчикам обещали большую прибыль, котировки акций росли. Всё это подогревалось широкой рекламной кампанией, лицом которой стал Лёня Голубков — персонаж, который на деньги от своего вклада то покупал жене сапоги, то ездил в Штаты.
🤔 Эта статья — часть проекта «Теории большого мира» о том, как устроены мы сами и общество, в котором мы живём.
«МММ» планировала выпустить новую партию ценных бумаг, но Минфин отклонил запрос. И тогда компания распространила так называемые билеты, которые мимикрировали под акции, но ими не являлись. Однако вкладчиков всё равно удалось привлечь, они стремительно раскупали эти «активы». Позже билет и вовсе превратился в сувенир для тех, кто делал «добровольные пожертвования» основателю «МММ» Сергею Мавроди. Предполагалось, что когда человек решит забрать свои деньги, он получит их тоже в виде пожертвования уже от Мавроди.
Интриги здесь нет, «МММ» стала одной из крупнейших финансовых пирамид в истории России. От действий компании пострадали около 10 миллионов человек, потеряв при этом 70–80 миллиардов долларов.
Казалось бы, россияне должны были получить массовую прививку от похожих схем. Но в 2011‑м Мавроди объявил о создании новой «МММ», причём сути проекта не скрывал. В своём блоге он писал: «Это пирамида, если вам так нравится это слово». И последователи у него тоже были.
Как же так? Это кажется нелогичным: в денежных вопросах принимать рациональные решения проще всего, ведь можно всё просчитать. Но увы, даже там, где люди стремятся к выгоде, они действуют нерационально. И науке даже известно почему.
Что такое поведенческая экономика и при чём тут она
Долгое время считалось, что любой экономический агент — от компании до домохозяйства и отдельно взятого человека — при принятии решений опирается на рациональные доводы и преследует конкретные цели. Так предполагает классическая экономическая теория.
Однако это не совсем увязывалось с практикой, потому что в дело вмешивался человеческий фактор. В ситуациях, когда выгодное решение было очевидным и просчитываемым, конкретные люди поступали совсем по‑другому. И тогда учёным стало понятно, что из уравнения нельзя вычеркнуть психологию. Предпосылки этого появились ещё в XVIII веке, когда экономист Адам Смит писал о явлении, которое позже станет известно как неприятие потерь (подробно мы обсудим его чуть позже). Появлялись и другие теории.
Однако всерьёз за поиск связей между тем, как принимаются финансовые решения, и психологией взялись во второй половине ХХ века. Наибольший вклад в это внесли израильские психологи Амос Тверски и Даниэль Канеман (последний даже получил за это Нобелевскую премию по экономике в 2002 году). Они проверили, как соотносятся экономические модели рационального поведения с действиями в условиях риска и неопределённости. И, как вы догадываетесь, рациональность в этой битве проиграла.
Оказалось, что на обращение людей с деньгами влияет множество различных факторов — когнитивных, культурных, эмоциональных, социальных. Науку, которая это изучает, называют поведенческой экономикой.
Что заставляет нас делать нерациональный выбор
Мы не совершенны и не всегда поступаем рационально — не тянет на открытие века, правда? Но почему нас так удивляет, что даже через несколько лет после разоблачения Мавроди люди понесли ему деньги? Дело в том, что мы наблюдаем за событием вне контекста и используем совсем другие вводные. Внутри ситуации человек тоже принимает, на его взгляд, верное, выгодное решение — никто не планирует прогореть или остаться в минусе. Другое дело, что результат может отличаться от ожиданий.
Иллюстрация: Оля Ёгидэ / Лайфхакер
С точки зрения классической экономики, люди действуют, опираясь на всю имеющуюся информацию. А главное, у них есть неограниченное время на обдумывание и просчитывание вариантов. Реальность другая: поразмышлять часто некогда, на человека давит неопределённость, он рискует своими деньгами или возможной прибылью. А ещё на него влияет множество так называемых эвристик — мыслительных приёмов, которые могут приводить к ошибкам. Список их огромен, но вот некоторые из них.
Неприятие потерь
Помните, мы уже говорили об этом выше? Этот принцип поведения в целом характерен для людей. Пословица про синицу в руках, которая предпочтительнее журавля в небе, очень хорошо его иллюстрирует.
Так, Канеман и Тверски проводили эксперимент. Студентам предлагали за 10 долларов получить шанс выиграть сколько‑то денег. Они соглашались рискнуть, только когда выигрыш был вдвое больше, чем изначально поставленная сумма. Это связано с тем, что потери и поражения мы воспринимаем острее, чем приобретения.
То есть рискнуть люди в основном готовы, если могут получить в результате минимум в два раза больше.
Этот принцип объясняет, почему кто‑то годами сидит на нелюбимой работе ради стабильной зарплаты. Ведь эти деньги приходят регулярно, а как знать, что там дальше будет. Он же иллюстрирует и стремление некоторых людей раз за разом вкладываться в финансовую пирамиду. Доходность там обещают высокую — а вдруг выгорит? (Спойлер: маловероятно.)