Найти тему
Жорик – историк

Старший сын вождя. Как жил и погиб Яков Джугашвили

Оглавление

Биография старшего сына Иосифа Сталина окутана огромным количеством мифов и домыслов. Главным образом они касаются пленения и дальнейшей судьбы Якова Джугашвили. Существуют по крайней мере две взаимоисключающих версии трагических событий лета 1941 года, когда он попал в плен.

Противоречия заключаются уже в самом факте пленения. И вроде бы есть каноническая история — старший лейтенант Джугашвили попал в плен в июле 1941 года, пытаясь выйти из окружения. Но одновременно с этим имеется версия того, что он погиб, а все это время пленного Якова изображал из себя некий польский еврей. В факте гибели в концлагере тоже не все ясно — либо был убит, либо сам бросился на проволоку под током высокого напряжения. Да даже жизнь Якова до войны и та, полна противоречий. Его отношения с отцом — полная загадка для историков. Кто утверждает, что они были до крайности холодными. А кто говорит, что вождь наоборот, безмерно любил своего старшего сына, хоть и относился к нему строго.

Сторонники каждой версии оперируют рассекреченными документами и интервью со свидетелями последних месяцев жизни Якова. Подтверждать или опровергать ту или иную гипотезу — это углубляться в архивные дебри, скрупулезно анализировать документы и спорить о правдивости показаний и протоколов допросов. Поэтому попробуем не отвлекаясь на крайности, рассказать как все-таки жил и погиб старший сын Сталина — Яков Иосифович Джугашвили.

"Хулиган и шантажист"

Сталин и Жданов с детьми Сталина. Яков крайний справа/ © ТАСС
Сталин и Жданов с детьми Сталина. Яков крайний справа/ © ТАСС

Первенец Иосифа Джугашвили родился в марте 1907 года в грузинском селе Бадзи. Его матерью была Екатерина Сванидзе, которая умерла от брюшного тифа, когда мальчику исполнилось 8 месяцев. 29-летний Иосиф определил сына сестрам жены, а сам с головой окунулся в революционную деятельность. У него не было ни умений, ни возможностей заниматься воспитанием Якова, поэтому до 14 лет мальчик жил и рос в грузинской глубинке.

В Москву он попал только в 1921 году. Подростковый период — пора юношеского максимализма. А тут отец, который загружен с головой государственной работой и не сильно готов уделять время воспитанию сына. За него это делала Надежда Аллилуева — вторая супруга Сталина. И к ней Яша потянулся гораздо сильнее, чем к отцу.

В 18 лет он заявил, что собирается жениться. Его избранницей стала 16-летняя Зоя Гукина, дочь московского священника. Сталин ранний брак сына категорически не одобрил, но Якову было плевать на отцовское благословение — молодые расписались тайно и на скорую руку. Когда факт вскрылся, в семье произошел грандиозный скандал. Закончился он довольно неожиданно — Яша схватил отцовский пистолет и выстрелил себе в грудь. Пуля прошла навылет и не задела жизненно важных органов, но парень долго восстанавливал здоровье. А отец после этого случая стал относиться к сыну еще хуже. "Передай Яше, что он хулиган и шантажист", — так он написал в письме Надежде Аллилуевой.

Впрочем, держать сына в ежовых рукавицах Сталин не собирался. Он, что называется, отпустил ситуацию и позволил Якову жить дальше так, как он сам считает нужным. Сын тут же уехал в Ленинград, поступил в гражданский институт и стал строить семейную жизнь. Она у Якова оказалась довольно бурной. Брак с Зоей распался в 1929 году. Потом было увлечение сокурсницей Ольгой Голышевой, которое до свадьбы не дошло, но закончилось рождением сына. И, наконец, третья избранница Якова — балерина Юлия Мельцер, с которой отношения он все же оформил.

Ленинград вновь сменила Москва, а институт инженеров транспорта — Артиллерийская академия РККА. Довольно неожиданно для 30-летнего состоявшегося мужчины, но историки считают, что в этот период отношения Яши с отцом наладились, а Сталин очень сильно хотел, чтобы его сыновья стали военными.

Яков в 1936 году/ © РИА Новости
Яков в 1936 году/ © РИА Новости

Пропаганда с неба

Академию Яков Джугашвили закончил в военный год — 9 мая 1941-го. И когда началась Великая Отечественная, для него не стояло вопроса что делать. Офицер-артиллерист отправился на фронт с первых же дней. Прощание с отцом, насколько можно судить по известным источникам, вышло довольно сухим. В телефонном разговоре Сталин напутствовал сына словами: "Иди и сражайся".

Он и сражался. Но война Якова Джугашвили закончилась меньше, чем через месяц. 20-я армия, в составе которой находился его гаубичный полк, вместе с другими крупными подразделениями попала в окружение под Витебском. 16 июля 1941 года старший лейтенант Яков Иосифович Джугашвили пропал без вести в районе города Лиозно. Его поиски велись больше недели — об этом свидетельствуют многостраничные рапорты командования. Но все безуспешно. Не было его и среди погибших. Существовала слабая версия, что Яков сумел уйти к партизанам, но шло время, а он себя никак не проявлял.

Зато спустя несколько месяцев на головы советских солдат стали сыпаться листовки. На них был изображен Яков Джугашвили, который якобы добровольно сдался в плен. "А вы знаете кто это? — крупным шрифтом было напечатано над фотографиями. — Это старший сын Сталина, который 16 июля сдался в плен под Витебском. Следуйте его примеру, он жив, здоров и чувствует себя прекрасно".

Но эффекта эта пропаганда не имела — Яков Джугашвили не был публичной персоной и солдатам было невдомек, реально ли на листовке изображен сын вождя или это просто дешевая провокация. Точно в таких же сомнениях прибывало и советское руководство. Фотографии не служили доказательством. Во-первых, они были довольно неважного качества, а во-вторых, мог быть использован элементарный фотомонтаж. И даже на вопрос "откуда у немцев фото Якова?" нашелся ответ — его жена незадолго до войны выезжала на лечение в Германию (кстати, поэтому после сообщения о пленении Якова ее тут же арестовали).

Немецкие фотографии, которые доказывали насколько хорошо в плену сыну Сталина/ © kp.ru
Немецкие фотографии, которые доказывали насколько хорошо в плену сыну Сталина/ © kp.ru

Смерть в лагере

Окончательное подтверждение того, что сын Сталина находился в плену, было получено советским руководством уже после войны. В РГАСПИ, фонд 558, опись 11, дело 1555, хранится оригинальный документ — докладная от сентября 1946 года на имя министра внутренних дел СССР. В ней рассказывается об арестованном Генсгере Пауле, который показал, что в качестве переводчика участвовал в допросе старшего лейтенанта Джугашвили Якова Иосифовича. После этого его отправили в лагерь Заксенхаузен.

Советские оперативники выяснили, что при освобождении лагеря в 1945 году американцы арестовали 15 человек из командного состава. Был сделан запрос на их передачу для проведения следственных действий. Запрос удовлетворили. И вот только тогда стала ясна окончательная судьба Якова Джугашвили.

Немецкое фото старшего сына Сталина Якова Джугашвили в плену, в окружении германских офицеров/ © globallookpress.com
Немецкое фото старшего сына Сталина Якова Джугашвили в плену, в окружении германских офицеров/ © globallookpress.com

Выяснилось, что пленный Яков ни на какое сотрудничество с немцами не шел, на уговоры и посулы не поддавался. Более того, он и с остальными заключенными практически не общался и держался особняком. Условия его содержания не были ужасными — при поступлении сына Сталина сразу перевели в блок "А", где содержались дети высокопоставленных деятелей антигитлеровской коалиции. Там полным ходом шла идеологическая обработка пленных, но в случае с сыном Сталина всё было безуспешно — об этом говорится в протоколах допроса коменданта лагеря полковника СС Кайндля. Единственное, чем интересовался Яков, это положением дел на фронте, и полковник по его словам, даже как-то раз передал пленнику карту с приблизительным положением частей вермахта и РККА.

А вот что случилось в апреле 1943 года, ясности нет до сих пор. В протоколах допроса гитлеровцев по этому поводу царит какая-то путаница. Оно и понятно — брать на себя вину в убийстве сына Сталина никто не хотел. Поэтому версия охранников Якова выглядела так.

14 апреля 1943 года Джугашвили внезапно бросился на проволочное ограждение лагеря, по которому был пропущен ток высокого напряжения. Одновременно с этим часовой на вышке открыл огонь. Пуля попала в голову в четырех сантиметрах выше уха. Последующее вскрытие показало, что узник в момент выстрела был уже мертв — его убил удар током. Тело по личному указанию Гиммлера было кремировано, а прах отправлен в Берлин в распоряжение Главного управления имперской безопасности, где его следы затерялись.

Фото из немецкого журнала "Шпигель", 1968 год/ © kp.ru
Фото из немецкого журнала "Шпигель", 1968 год/ © kp.ru

О причинах поступка точной информации нет и вряд ли когда-нибудь мы о ней узнаем. Но находившиеся рядом с Яковом другие узники рассказывали о его подавленном состоянии.

"Расстреляют его фашисты"

Опровергать или подтверждать всевозможные мифы и гипотезы о судьбе сына Сталина смысла нет. Любой из представленных фактов можно истолковать по-разному. Например, немецкие протоколы допросов Джугашвили — подделка, его почерк — искусная имитация, показания офицеров Заксенхаузена — возможно, что правда, но они и сами не знали, что у них в плену не Яков, а его двойник. Сам же сын Сталина выжил в лагере, но не захотел возвращаться в СССР, а уехал в Ирак и стал там отцом Саддама Хусейна (существует и такая версия).

Но один фейк все же разоблачить стоит. Это слова Сталина, сказанные им после того, как немецкое командование предложило обменять Якова на плененного фельдмаршала Паулюса. Вождь якобы ответил: "Я солдат на фельдмаршалов не меняю!". На самом деле эта фраза впервые прозвучала в фильме Юрия Озерова "Освобождение" и является вымыслом кинематографистов.

А вот что Сталин точно говорил, то хорошо известно. Жуков в своих "Воспоминаниях и размышлениях" пишет, что однажды во время прогулки с вождем он поинтересовался судьбой его старшего сына, на что Сталин задумчиво ответил: "Не выбраться Якову из плена. Расстреляют его фашисты. Нет, он предпочтет любую смерть измене Родине".

Он и предпочел. И сколько бы версий не выдвигали историки, одно ясно совершенно точно — изменником Родины Яков Джугашвили не стал, предательством свое имя не замарал. И только за одно это он достоин уважения.

Тема взаимоотношений отцов и детей проявилась не только на примере Сталина и его старшего сына. Непростые отношения родителей и сыновей существовали еще в царское время, начиная аж с Ивана Грозного 👇:

(При подготовке статьи были использованы материалы сайтов: fsb.ru; aif.ru; kommersant.ru; russian.rt.com; kp.ru)