В 1917 году Валаамский монастырь оказался на территории Финляндии. Обитель стала важным центром православной духовной жизни Суоми.
«…Монастырь должен взять на себя святую миссию поддержания и развития православия среди местного карельского населения…» — характеризовал главную цель существования обители один из деятелей Финляндской Православной Церкви протоиерей Сергий Окулов. Находившийся с 1918 года в составе Финляндии, Валаам в межвоенный период стал одним из центров культурной жизни православного меньшинства в недавно получившей независимость стране. Так продолжалось вплоть до окончания Второй мировой войны.
«Северный Афон» России
Согласно преданию, монастырская обитель на Валаамском архипелаге Ладожского озера возникла ещё в эпоху Древней Руси, в 10-м веке, а её основателями были иноки Герман и Сергий, которые распространяли слово Божие среди язычников-карел. Тем не менее первые письменные упоминания о монастыре относятся к 14-му веку, времени возрождения иноческого движения после татаро-монгольского нашествия. Однако существование обители было сопряжено с постоянными рисками в условиях противостояния Новгорода (а затем и Московского княжества) со шведами. Частые набеги скандинавов на приграничье заставили монахов покинуть острова.
Лишь в 18-м веке, во время Северной войны, жизнь обители возродилась. Валаамский монастырь довольно скоро стал крупным духовным центром Северо-Запада России. На архипелаге почти без перерыва велось строительство церквей и хозяйственных учреждений, а к концу 19-го века он превратился в настоящий «Северный Афон», о чём говорили названия новых сооружений, которые отсылали паломника к культовым местам Иерусалима.
Монастырь в конце 18-го века. (Wikimedia Commons)
Однако уже в годы Первой мировой войны монастырь столкнулся с финансовыми трудностями, а 1917 год кардинально изменил жизни монахов архипелага.
Первые годы финского периода
В декабре 1917 года правительство Советской России признало независимость Финляндской республики. Валаамский монастырь, принадлежавший Финляндской архиепископии и находившийся на территории Выборгской губернии Великого княжества Финляндского, оказался на территории только что получившего суверенитет государства. Государства, где православие было религией меньшинства на фоне доминировавшего лютеранства.
Однако на протяжении нескольких лет окончательная судьба обители оставалась неясной. Внутренний конфликт в Суоми серьёзно волновал монахов, боявшихся за судьбу монастыря: «В целях самозащиты на колокольне был установлен посменный дозор из братии, а по ночам по всем путям в монастырь и в самой обители устанавливался караул из лиц, могущих владеть оружием». В Финляндии шла гражданская война, которая с течением времени вылилась в конфликт между молодой республикой и Советской Россией, завершившийся лишь в октябре 1920 года в результате подписания Тартуского мирного договора. Во время переговоров советская делегация, в обмен на уступку финнам Петсамо, предлагала передать Москве Валаамский архипелаг, однако этот вариант был отвергнут.
После нормализации отношений действия предприняла Русская Православная Церковь в лице патриарха Тихона. В 1921 году он предоставил финляндской епархии автономию. Однако спустя некоторое время, пользуясь арестом Тихона, правительство в Хельсинки инициировало процесс по получению ФПЦ автокефалии и переход под юрисдикцию константинопольского патриарха. Этот шаг вызвал недовольство среди большинства клириков как в Финляндии, так и в Советской России. В Москве призвали финнов вернуть церковь обратно под свою юрисдикцию, однако процесс был уже запущен и завершился в 1923 году. Архиепископ Серафим, глава ФПЦ, заявлял: «Я как архипастырь вверенной мне Богом Церкви ни под каким видом не могу признать ни своей Церкви, ни самого себя автокефальным».
Монастырь в 1930-е годы. (junes.kuvat.fi)
Спустя некоторое время Серафим был смещён со своего поста из-за незнания финского языка. На его место был назначен архиепископ Герман (Аав), уроженец Эстонии. Православные монастыри, в числе которых был и Валаамский, поддержали Серафима и ходатайствовали не только о возвращении ему сана архиепископа, но и о пересмотре автокефалии ФПЦ в целом, однако эти голоса не были услышаны.
«Календарный раскол»
Назначение нового архиепископа привело к серьёзным изменениям в жизни православных Финляндии. Богослужения теперь должны были проходить на финском языке, переводам подлежали книги и подписи на иконах. Священники и монахи были обязаны за полгода выучить финский язык — в противном случае, им грозило увольнение.
Если вышеперечисленные реформы не сильно волновали монахов, то другая инициатива, перевод церковного календаря на григорианский стиль, вызвал настоящий раскол на Валааме. Этот вопрос возник ещё при архиепископе Серафиме. Изначально он не возражал этому переходу, однако патриарх Тихон отказался благословить своего подчинённого на принятие реформы. Серафим изменил свою позицию, что, вкупе с другими проблемами, сопровождавшими его фигуру, привело к его смещению с должности архиепископа по решению президента Финляндии Каарло Юхо Стольберга. Клирик был отправлен в Коневский монастырь.
Монахи Валаамского монастыря. Межвоенный период. (junes.kuvat.fi)
Летом 1923 года на съезде представителей православных Церквей переход на григорианский календарь был одобрен. Спустя два года Поместный собор Финляндской церкви вынес вердикт, по которому вопрос о новом стиле «считался навсегда поконченным», несмотря на то, что Валаамский монастырь незадолго до этого отказался отмечать Пасху по григорианскому календарю. Конфликт набирал обороты, причём раскол коснулся и самой монашеской братии, среди которых было немало иноков, в принципе согласившихся на переход.
В 1925 году монастырь по поручению константинопольского патриарха посетил митрополит Герман. Часть монахов демонстративно отказалась проводить богослужение вместе с ним. Скандал привёл к расследованию, в ходе которого более ста монахов из шестисот заявили, что не будут служить по новому стилю.
Конфликт продолжился и в следующем году. В 1926-м Вселенский Патриарх предписал отмечать Пасху по григорианскому календарю всем без исключения. Часть монахов отказалась выполнять его и в этот раз. Однако теперь церковные финские власти взялись за разрешения «раскола» по-серьёзному. Церковное управление при поддержке финских светских властей инициировало разбирательства в отношении 137 монахов. Часть была переведена в отдалённые скиты, часть — выслана из страны. Большинство уехало в Сербию, однако некоторые вернулись в СССР, где в 1930-е годы были арестованы.
Валаам. 1938 год. (junes.kuvat.fi)
На этом «календарная смута» закончилась. Инокам Валаамского монастыря пришлось смириться с новыми порядками.
Военные годы и дальнейшая судьба
Тридцатые годы оказались для Валаама периодом расцвета. Монастырь стал важной достопримечательностью межвоенной Финляндии — тысячи паломников со всего мира посещали архипелаг на Ладожском озере. Власти понимали, что для некоторых Суоми ассоциируется в том числе и с обителью, поэтому поддерживали это туристическое направление. Помимо этого, Валаам оставался важным культурным и духовным центром для русских эмигрантов, остававшихся в стране. Монахи не оставляли без внимания и местное население: в обители работал приют для карельских мальчиков из бедных семей.
Всё изменила Зимняя война. Уже в ноябре 1939 года монахи пожертвовали большие суммы на содержание беженцев, а на территории монастыря был размещён финский гарнизон. Между иноками и комендантом возник неприятный инцидент, связанный с обнаружением запасов оружия, созданных ещё в период Гражданской войны. Недоразумение было исчерпано уже в начале декабря. Примерно в это же время обитель столкнулась с первыми воздушными налётами.
Детский приют на Валааме. (junes.kuvat.fi)
В связи с этим финляндское правительство приняло решение эвакуировать иноков. «В виду того, что жизнь на острове Валааме становится опасной, то по распоряжению военного коменданта началась эвакуация монастырского братства с о. Валаама в глубь Финляндии», — писал один из монахов 7 декабря 1939 года. В марте 1940 года по мирному договору между Москвой и Хельсинки монастырь и архипелаг отошли к СССР — здесь была организована школа боцманов Военно-Морского Флота.
Однако иноки вернулись в свою обитель уже в 1941 году, когда финские войска заняли архипелаг в годы Великой Отечественной войны. Долго здесь они не задержались — части Красной армии уже в 1944-м освободили Валаам. Монахи обосновались в основанном в 1940-м Ново-Валаамском монастыре в Хейнявеси.
После войны на Валааме организовали Дом инвалидов войны и труда, а в 1979 году его территория была объявлена музеем-заповедником. Духовная жизнь обители возродилась в 1989 году.