Давно ли с вами было такое, что садитесь вы, значит, порисовать картинки, приводите в порядок стол, собираете в большую кучу все те 12345 кг материалов, купленных на все деньги и случаи жизни в Леонардо где-то неподалеку... и начинаете мучительно размышлять, что делать дальше? По идее, надо бы что-то набросать, но в голове нет ни единой инструкции, как. В итоге в левом верхнем углу образуется сомнительное аниме-лицо в 3/4, к нему дорисовывается еще что-нибудь, и после этого вы в очередной раз решаете, что рисование - это искусство, и чтобы научиться предвидеть расположение предметов на холсте, нужны годы практики и приложение всех возможных и невозможных моральных сил в количестве, которого у вас при всем желании не найдется. Оказывается, нет. Сегодня попробуем освоить буквально одно базовое правило, которая поможет нам если и не стать гениями композиции с порога, то, по крайней мере, избавиться от страха пустого листа и получить вполне простой алгоритм, с чего начать рисовать КаРтИнКу.
Постом ранее ваш покорный слуга уже делился ссылкой на лекцию Сергея Абатурова, разбирающего основы композиции. Здесь мы не беремся пересказывать всю эту лекцию, а вместо этого расскажем о "корневой" идее, которая лежит в основе. А чтобы идея легла в голову, приправим ее парой примеров, показывающих, как с ней (по скромным, но старательным наблюдениям ВПС) играют художники. Практики ради вооружитесь Пинтерестом - и поехали!
Собственно, идея: свет - это пространство, тьма - это масса.
Конечно, для нас навсегда останется тайной, что именно так привлекало в видах черных пятнышек на белом фоне нашу заглавную героиню, однако меня лично очень привлекает возможность в пару одинаковых действий изобразить шар в воздухе и свет в конце тоннеля. Взгляните:
На самом деле, в случае с черным кругом на белом фоне вполне легко представить, что это дырка в ночное небо, но вот с первой картинкой проделать это уже сложнее. Конечно, всегда можно добавить пару-тройку созвездий и заставить себя видеть солнце в бескрайней черноте космоса, но, согласитесь, без лишних ништяков белый круг на черном фоне так и просится на звание "выхода в свет". Мозг воспринимает совершенно недетализированную темноту как нечто ограниченное, скажем, стенки трубы, и этим можно и нужно пользоваться. Давайте же выясним, как!
Земля под небом
Весьма удобным примером нам послужат пейзажные композиции, с людьми и без. Дзен не очень приветствует вставки чужого творчества в авторские статьи, поэтому исследование Пинтереста на предмет примеров оставляем на вашу совесть, а я буду иллюстрировать нижеизложенные гениальные идеи простыми тоновыми набросками, отражающими суть.
Как вы можете видеть, перед вами холмы. Ну или поля, смотря с какого уровня горбатости для вас второе превращается в первое. Воздушная перспектива, о которой так часто говорят, работает по принципу уменьшения контрастов по мере отдаления от камеры. В нашем случае, чем светлее тот или иной "холм", тем больше наш мозг воспринимает этот "холм" как часть воздуха. Более темные объекты, в свою очередь, воспринимаются как нечто плотное. Добавим немного деревьев:
Что нам дают эти "естественные заграждения" по бокам рисунка? В первую очередь, они дают некое чувство укромности, не так ли? Основное пятно света, а значит и "воздуха", оказалось между деревьями и кустами, собралось в кучку. Мы получили явление, строго называемое закрытой композицией. Закрытая композиция создает чувство замкнутости пространства, и надежный способ создать такую - это взять светлое пятно и окружить его темными. Грубо говоря, белый круг на черном фоне - это закрытая композиция.
А что будет, если сделать наоборот?
Ладно, это смотрится слегка странно, деревья оказались "засвечены" нашим некачественным воображаемым фотоаппаратом. Вот нечто более иллюстративное:
В силу того, что окружающее пространство светлее, чем полторы коряжки по центру, мы воспринимаем его именно как пространство. Грубо говоря, перед нами вариация черного круга на белом фоне, только побогаче. При этом, кстати, фоновые холмы кажутся более плотными, чем поле, на котором стоят деревья, как раз за счет того, что они более темные. За счет такого приема можно создать фоновое заграждение - и, кстати, не только по центру, но и сверху, снизу, сбоку. Ниже, например, таким образом получается практически закрытая композиция, но не совсем: ветви деревьев сверху просвечивают, что немного открывает пространство:
Продолжение следует! Скоро рассмотрим еще несколько примеров, уже с человеками (и не только) =)