Великий и могучий шипр, созданный уже на закате восьмидесятых, когда в общем-то эпоха такого рода ароматов уже помахала белым платочком из окна уходящего поезда, но люди все еще носили и уважали эту строгость.
Конечно, он не последний, здесь я трагически преувеличиваю, но в моем личном рейтинге он именно таков. Серьезные,, полновесные шипры выпускались и позднее, выпускают их и сейчас в том числе разные нишевые товарищи, но это все как будто не то. А этот аромат от банально люксового бренда, с рекламой и заявкой на широкий охват я считаю одним из заключительных творений "эпохи шипров".
Он задумывался и продвигался как аромат деловых женщин, и кажется тут попали в точку. И он стоял особняком, ведь какой была эпоха восьмидесятых на Западе, если смотреть с точки зрения моды и ароматов: всего много, ярко, чрезмерно; одежда — чтоб аж кровь из глаз, прически "я упала с сеновала", парфюм — умри все живое. Духи тех лет я бы описала как время бешеных персиков, слив, целых гор термоядерной туберозы, гвоздики, кориандра и прочего жасминища. Лулу, Джорджио Беверли Хиллс, Шанель Коко и все такое, чтобы вы понимали.
Замечу, что в нашей стране было несколько по-другому, и ароматы к нам попадали далеко не все, и порой у нас были на пике популярности американские-европейские аутсайдеры, плюс советская парфюмерная промышленность тоже выдавала шедевры. Так что все относительно.
И вот выходит в свет Knowing — классический, немного старомодный для своего времени. Конечно, сначала запустили рекламу в том же стиле что и все -- пусть не разгоряченные красавицы, валяющиеся в призывных позах, но все же что-то в таком же роде.
Но позднее рекламу привели в чувство и там уже была та же модель в роли бизнес-леди в белой блузке, одетая и застегнутая.Может быть, не в духе времени, зато в духе парфюма.
К сожалению, он прошел не то чтобы незамеченным, но точно не вошел в топ лучших ароматов восьмидесятых, даже в лучшие представители или бестселлеры Эсте Лаудер он не попал (ну не причисляют его к ним уважаемые и, главное, независимые парфюманы, что поделать). И пусть не бестселлер, он нашел своих почитательниц и даже почитателей.
Когда-то давно я осмелилась надеть это чудо на работу, и один из наших экспедиторов восхитился и захотел узнать, что это у моего мужа за одеколон такой, что прилип ко мне и не отлипает. Он, видите ли, вообразил, что это я чмокнула мужа перед уходом и аж вся пропиталась ароматом, и отказывался верить, что я сама ношу вполне дамский парфюм. Грозился купить себе такой и соблазнять им девиц, и даже, кажется, купил.
Свидетельством солидного, хоть и не блестящего признания Knowing может служить хотя бы тот факт, что он до сих пор выпускается и продается, что его не сняли с производства и даже переформулировки его пощадили: из него удалили достаточное число ингредиентов, но на мой нос аромат не совсем уж изувечили. Хотя список вычеркнутых нот внушительный: альдегиды, полынь, ландыш, лавровый лист, корень фиалки и мускус, он кажется просто разбавленным и упрощенным, а не изуродованным до неузнаваемости.
Возможно, на его относительно скромный успех повлияла и цена — он стоил совершенно диких денег когда его выпустили — это были духи за 300 долларов, по нашим временам эту цену можно смело умножить на 2 с копейками, а то и на 3. Вскоре вышла парфюмерная вода по более разумной цене, но тоже была очень дорогой и по тем меркам, и по нынешним.
Сейчас проверила на Амазоне — самое дешевое что просят за 75 мл — $68 не считая доставки, а если смотреть российский Озон — то от 8 с чем-то тысяч. Неплохо для такого ветхозаветного, якобы отжившего свой век экземпляра!
Но в каком оформлении были духи! Все как положено, в играющем гранями флаконе с матово-белой крышечкой, обмотанной золотым шнурочком, как у духов шестидесятых. Когда вижу в продаже что-то такое (не обязательно Knowing), со шнурочками, нитями и прочими бантиками, запечатанное и нетронутое за все эти годы, я прямо-таки утираю скупую слезу рукавом. На мою долю пока не выпало такой удачи. С другой стороны, некоторые парфманьяки, исхитрившись купить подобный раритет, потом годами не решаются открыть флакон, сорвать печати, размотать шнуровку, и проявляют неслыханное терпение, любуясь на упаковку и не пробуя аромат. Нет, я бы сразу распотрошила, невзирая и вопреки.
Согласно легенде, вдохновением для этого аромата послужили цветы смолосемянника, чей аромат учуяла невестка Эсте Лаудер Эвелин, пребывая во Франции. К таким романтическим историям я отношусь с подозрением, однако с удовольствием понюхала бы чем пахнет тот смолосемянник, если бы знала где его найти (и если он в принципе цветет и чем-то пахнет).
Итак, чем же пахнет (для меня) эта проницательная красавица? Сначала острый и как будто холодный, резкий старт, особенно у новоделов, потом приходит в себя и превращается в объемный, более теплый и сладковатый, ни в коем случае не сладкий в том смысле, как его сейчас принято понимать. Главная отличительная черта для мен — это комплексный и узнаваемый аромат, где отдельные ноты не торчат как скалы на равнине, но при этом все-таки загадочным образом чередуются. Часов через -дцать, в зависимости от версии, остается нечто телесное или даже чуть животное, с легкой томной горчинкой.
Этакое получилось замысловатое описание, но возможно, кому-то захочется попробовать, а кто-то пересмотрит свое отношение к этим так называемым допотопным парфюмам, которые на самом деле не имеют возраста.