Во второй половине XIX века получила распространение так называемая спиритическая фотография. Это фото, на котором имеется изображение объекта, якобы явившегося из потустороннего мира. Под влиянием теории спиритической фотографии появилась теория «психической фотографии» - якобы на фотопленке можно получить изображение, «выжженное» силой мысли. Этот феномен получил название «мыслеграфия».
Впервые мыслеграфия была упомянута в книге Артура Чатвуда «Новая фотография», опубликованной в 1896 году, где автор описал эксперименты, когда изображение получалось «силой мысли». Данная теория сразу же была подвергнута критике. В 1919 году парапсихолог Хиуорд Каррингтон утверждал, что многие подобные фотографии являются фальсификацией, созданной путем манипуляций с фотопластинами и двойной экспозиции. При этом Каррингтон оговорился, что некоторые фото он считает подлинными.
В 1910 году доцент Токийского университета Томокити Фукураи стал проводить эксперименты с мыслеграфией (именно он ввел этот термин). Он утверждал, что одна из подопытных была способна телепатически наносить изображение на фотопластины. В 1913 году он опубликовал книгу о своих исследованиях, но ее подвергли жесточайшей критике его коллеги, университет опубликовал статью, где высмеял работу Фукураи. Учитывая, как японцы остро относятся к вещам, связанным с личным позором, Фукураи в этом же году ушел из университета.
В 1923 году исследователь Альберт фон Шренк-Нотцинг проводил подобные эксперименты с медиумом Евой Карьер. Он утверждал, что Ева может материализовать эктоплазму и с ее помощью создавать изображения. На тех фото, которые он получил, критики нашли признаки фальсификации, а так же смогли из подручных предметов воссоздать подобные фото. После этого барона фон Шренк-Нотцинга назвали посмешищем среди коллег, и это разоблачение еще более подорвало доверие к мыслеграфии.
Возвращение к этой теории произошло в 1960-х годах, когда американский психиатр Жюль Эйзенбуд опубликовал книгу «Мир Теда Сериоса: изучение «мыслеграфии» незаурядного ума». Эйзенбуд утверждал, что житель Чикаго Тед Сериос с помощью телекинеза создавал изображения на снимках Полароида. Но в этих годах в связи с появлением большого числа профессионалов в области фотографии втюхать людям подделку было сложнее. Эти специалисты доказали, что фото Сериоса являются подделкой. Так же в 1984 году в фальсификации результатов экспериментов по мыслеграфии призналась японская экстрасенс Масуаки Киета, которая утверждала, что она просто замечательный мыслеграф (или мыслеограф?).
Последние события в области мыслеграфии происходили в 1995 году, когда экстрасенс Ури Геллер на своих выступлениях закреплял у себя на лбу фотокамеру с закрытым объективом, делал фото, а на проявленных снимках появлялось изображение, которое, как утверждал Геллер, исходило из его разума. Критики утверждали, что на самом деле фотографии были сделаны Геллером с портативного фотоустройства, но доказано ничего не было.
Анализ всех известных фактов позволяет лично мне сделать вывод, что все это чушь собачья. За исключением нескольких существующих фотографий, достоверно установлено, что все остальное фальсификация. Очень сомневаюсь, что теория мыслеграфии имеет под собой какие-то реальные основания.