Сохраним ли мы единственную улицу столицы с исторической застройкой?
О реконструкции улицы Октябрьской Революции в Уфе говорили давно, однако конкретные планы появились в прошлом году, а на днях здесь начались первые дорожные и строительные работы. Первоначально речь шла о том, чтобы завершить их к 450-летию Уфы в 2024 году, однако это, очевидно, недостижимо. Сегодня в графике строительно-монтажных и благоустроительных работ значится дата «ноябрь 2026 года». Однако вопрос о том, как после реконструкции будет выглядеть историческая улица, а главное, дома, являющиеся объектами культурного наследия, остается открытым…
Такая загадочная реконструкция
Что известно на сегодня о реконструкции улицы Октябрьской Революции? Как нам сообщили в пресс-службе администрации Уфы, проект предполагает обновление дорожной части, реставрацию объектов культурного наследия, а также благоустройство дворовых территорий.
В частности, на участке от улицы Ленина до Сочинской протяженностью 1,8 км будет отремонтировано дорожное покрытие. И эти работы уже начались: 11 марта перекрыли одну из трех полос от улицы Новомостовой в сторону проспекта Салавата Юлаева. Подрядные организации начали археологические изыскания и переустройство газопровода. До 15 марта демонтировали контактную троллейбусную сеть, срубили деревья, временно вынесли сети «Уфанет», ИТИС и УГЭС, начали убирать опоры освещения.
В будущем проезжая часть на улице сузится до двух полос, зато расширятся тротуары и появятся велодорожки. Кроме того, будут обустроены площадки для отдыха и занятий спортом, дополнительные павильоны. Здесь высадят новые деревья и кустарники, появятся газоны.
Что же касается домов, которые являются объектами культурного наследия (а их 72!), то их, как следует из ответа пресс-службы, сносить не планируют, а «наполнят новыми функциями и отреставрируют». В некоторых из них до сих пор живут горожане, и их продолжают расселять по региональным адресным программам. В частности, в программы по переселению граждан по этой улице включено 46 жилых домов, из которых 37 являются объектами культурного наследия. По состоянию на 15 марта расселено 34 дома, в том числе 28 исторически ценных.
Собственно, на этом конкретика заканчивается, а начинаются многочисленные вопросы заинтересованных горожан — архитекторов, историков, краеведов, экскурсоводов, просто неравнодушных людей. На них администрация ответа не дает: мол, ждите согласования документации.
Здесь оживает история
Основная проблема в том, что ко всем этим людям, которые могли бы помочь наполнить улицу историческим смыслом, изначально никто не обратился, убеждена экскурсовод Светлана Глушкова. В межведомственную рабочую группу по вопросам преобразования улицы Октябрьской Революции, учрежденную распоряжением главы РБ Радия Хабирова 22 ноября прошлого года, вошли — перечисляем навскидку — управляющий делами главы республики, глава уфимской администрации, начальник главного управления архитектуры и градостроительства Уфы, заместитель министра ЖКХ Башкирии и прочие чиновники, которые работают не со смыслами, а с формальной стороной дела. Ни одного историка или краеведа…
Между тем именно с понимания, что это за улица — некогда Большая Казанская, — и следовало бы начать разговор.
— От кого-то из уфимцев я слышала: «Эти бараки давно нужно снести!» Люди просто не понимают значимости этой улицы для города, — подчеркивает Светлана Вениаминовна. — Между тем Большая Казанская — одна из семи старейших уфимских улиц и единственная, сохранившая историческую застройку. До середины XIX века она была главной улицей Уфы губернской, до XX века — главной в архитектуре города. И сегодня улица сохранила все стили той эпохи и свою доминанту — Спасский храм, прекрасный образец классицизма первой половины XIX века.
Кстати, Спасский храм был построен в память о победе России над Наполеоном. И это единственный сохранившийся в Уфе архитектурный монумент, посвященный этому событию. Именно поэтому он так напоминает Казанский собор Санкт-Петербурга, где сегодня хранится икона Казанской Божией Матери, которая была с русскими в битве при Бородино. Там же сражался и Уфимский полк. Такая вот символическая связь времен и пространств.
— Сохранение Большой Казанской — это дань памяти нашим предкам, которые создавали Уфу, — добавляет Светлана Глушкова. — Так, Федор Иванович Чижов, который также жил здесь, мостил улицы, строил храмы, создал детский приют и содержал его на свои деньги, учредил гранты для талантливых детей, построил и содержал больницу. А когда благодарные уфимцы решили написать его портрет и повесить в вестибюле больницы, он сказал: «Прошу меня даже не упоминать, не для того делалось!» Есть на улице здание, где кавалерист-девица Надежда Дурова начинала писать свои записки. В одном из домов жил будущий директор Эрмитажа Павел Иванович Кларк. В Спасском храме крестили художника Михаила Нестерова. На пересечении с улицей Малой Ильинской (здесь сейчас проходит проспект Салавата Юлаева) находится каменная постройка XVIII века — дом горнопромышленника Ивана Демидова. Именно здесь осенью 1774 года останавливался прославленный полководец Александр Суворов, прибывший с инспекционной поездкой. Каждое здание здесь наполнено глубокими смыслами.
Что гостям показать и самим посмотреть?
Но как сохранять эти смыслы, если о старинных зданиях государство не особо заботится? Чтобы оставить хотя бы документальную память о них, историки, краеведы и иже с ними объединились в общественное движение «Уфимское наследие», и у них сегодня масса вопросов к городским чиновникам. Вот лишь малая их часть.
Почему опустевшие здания так и не были законсервированы, а если консервация была нарушена, то не закрыты от проникновения посторонних вновь? Почему здесь так и не установили видеонаблюдение? В дома сегодня беспрепятственно проникают лица без определенного места жительства. Итог плачевный: с 2020 по 2022 год, по данным МЧС, на улице Октябрьской Революции произошло 19 (!) пожаров. И если охраной домов никак не заниматься, то едва ли они доживут до реконструкции…
Почему сначала планируют менять дорожное покрытие и лишь потом реставрировать дома? Ведь очевидно, что когда начнутся строительные работы, к домам будут подвозить строительные материалы и большегрузы разобьют новенькую тротуарную плитку.
Зачем прокладывать велосипедные дорожки и сужать тем самым проезжую часть на и без того переполненной автотранспортом улице? Интересный факт: инженер и архитектор Вильям Гесте еще в 1819 году заложил именно существующую ширину дороги, чтобы здесь могли разъезжаться кареты. Выходит, сегодняшний поток автомобилей меньше каретного в XIX веке?..
— Когда человек приезжает в другой город, он хочет увидеть, чем он отличается от его родного города, чем примечательна его история, — рассуждает Светлана Глушкова. — Поэтому турист идет в исторический центр. А в Уфе он где? Что мы можем показать гостям? Следовало бы разработать концепт исторического центра города в целом, который поможет раскрыть прошлое Уфы, и улица Октябрьской Революции могла бы стать таким ларцом с секретиками, куда можно было бы приходить на несколько часов и открывать для себя каждый раз что-то новое.
Чтобы к этому прийти, нужны две вещи, уверена Светлана Глушкова. Первое — отдать старинные дома вместе с земельными участками в аренду за рубль. Такая программа успешно действует в регионах России, однако в Башкирии, к сожалению, сопряжена с бюрократическими проволочками. А уже арендаторы, опираясь на заданную идею, могли бы отреставрировать дома и открыть здесь пекарни, тематические кафе, маленькие гостиницы, мастерские и другие привлекательные для туристов точки.
А тематические музеи усилят общую концепцию. Эта идея сегодня исходит от городских краеведов. Так, завотделом истории края Национального музея РБ Вера Макарова предлагает создать культурно-исторический комплекс «Наследие Уфы» вдоль улиц Октябрьской Революции и Пушкина, включая объекты на Новомостовой, Гоголя и Тукаева, а в отреставрированных зданиях на улице Октябрьской Революции, в частности, разместить музеи имени меценатов Чижовых, заводчиков Демидовых, старой фотографии со сменяемыми выставками, ученого-историка и краеведа Петра Ищерикова, Суворова и всех военных кампаний, в которых принимали участие башкирские полки. Наконец, музей Надежды Дуровой, участницы Отечественной войны 1812 года, гостившей у полицмейстера Грибовского, и многие другие.
К тому же именно на улице Октябрьской Революции должны размещаться музей «Древняя Уфа» и музей истории Уфы, ныне располагающиеся в разных частях города вдалеке от экскурсионных маршрутов.
Светлана Глушкова убеждена: улица Октябрьской Революции уникальна в своем роде, ее история — достояние нашего края, и чтобы ее сохранить, к процессу реконструкции нужно обязательно привлекать историков, краеведов, экскурсоводов, архитекторов, художников, предпринимателей, общественные организации и волонтеров.
— В 1824 году в Уфу приехал император Александр I. Он застал город в руинах: пожар 1821 года уничтожил около половины всех строений, — рассказывает Светлана Глушкова. — Конечно, к приезду царствующей особы все было расчищено, а уфимцы взяли большие кредиты, чтобы начать строить город заново. И тогда государь-император сказал фразу, которая должна стать девизом всех реставраторов: «Старое бы поберечь!» Александр I не ограничился красивыми словами: он выдал уфимцам 100 тысяч рублей на строительство мостов, дорог и простил все кредиты… Потери культурного наследия нашего города столь велики, что у нас осталась единственная улица, сохранившая историческую застройку. Побережем ли мы старое?..
Автор: Мария СНЫТКИНА