Доброе утро дорогие читатели! Чувашский народ имеет многовековую связь с народами Средней Азии, это отразилось в культуре и языке, и сегодня я хочу показать эту связь с народами Таджикистана!
Таджикистан — это многонациональная страна, там живут не только фарсиязычные таджики, но и потомки древних согдийцев(ягноби), памирские народы и другие, в том числе тюркские.
Предки чуваш, которых называли "хунну" ещё в 1-2 вв.н.э. начали проникать в среднеазиатский регион, это происходило из-за постоянного конфликта между Ханьским Китаем и государством Хуннов.
После падения государства Хуннов, племена и рода разделились на несколько частей и таким образом сохранили свою идентичность, культуру, язык.
Так около 160 г.н.э. в Средней Азии образовалось государство "малосильных Хуннов" под наименованием Юэбань-Чубань.
В 490 г. государство Юебань(Алты Чуб) пало под ударами Теле, однако можно сказать что они смешались и в будущем образовали Оногурский союз - "союз десяти племён(стрел-ок)"= 5 племён Дуло+5 племён Нушиби.
Всё это происходило в непосредственной близости от Таджикистана и Афганистана, куда ещё проникли родственные племена так называемых "белых гуннов" в раннее средневековье.
"Белые хунну" проникли в Таджикистан, Афганистан, Северный Индостан ещё в раннее средневековье, они проникали волнами, т.к. видели слабость тамошних правителей и покоряли их земли, правда они частично ассимилировались с местным населением,перенимали их культуру.
Белые гунны известны нам как эфталиты, и они тоже являются одними из предков тюркских народов, в том числе чуваш.
Государство эфталитов пало в 60-х годах 6 в. под ударами тюрок Ашина, они рассеялись.
Надо полагать что в те древние времена в государстве эфталитов жило много разных народов со своими языками, и наверняка там были тюркоязычные племена кочевников.
В период от 2-8 вв. предки чуваш взаимодействовали с народами Таджикистана и Узбекистана, особо сильные отношения были с согдийцами и хорезмийцами, ведь они были торговцами.
Предки чуваш, народов Таджикистана и Узбекистана не только переняли культуру и язык у друг друга, но и имеют общих предков, конечно есть различия, ведь история бывает разной. Однако можно с уверенностью сказать, что хунну, Саки, тюрки и другие народы создали общий фундамент для всех тюркоязычных народов Евразии, который является основой, как для чуваш, турок, узбеков, кумыков, татар, уйгуров и это прослеживается в культуре тюркских народов с запада на восток.
Неудивительно, что Ҫеҫпӗл у чуваш до сих пор имеет сакральное значение и ассоциируется с возрождением, бессмертием, воскрешением, такой же смысл он несёт в Таджикистане. Цветок Сиявуш цветёт в горах Таджикистана от 10-15 дней, обычно это бывает в феврале, ив чувашском языке февраль— Нарӑс, ассоциируется с Наврузом, Новый год у последователей зороастризма. Это ещё одна связующая ниточка между Таджикистаном и Чувашией.
Сиявуш это не просто цветок, по Шах-Намэ это легендарный потомок иранского царя Кей-кавуса, образец чистоты, добра и чести! Оклеветанный мачехой он погиб в борьбе с врагами на чужой земле.
Образ Сиявуша и Сиямека имеют общую параллель.
Сиямек был сыном Каюмарса, легендарного царя иранцев, первым иранским царём. Это было примерно в 8-7 в.до н.э. По шах-намэ Сиямек был сильным, добрым , чистым человеком, но враги (дэвы) его убили, и тогда все(звери,деревья,травы,цветы,люди—природа) его оплакивали, в честь этого события чуваши отмечают Ҫимӗк. На месте где погиб Сиямек по легенде вырос цветок. Это цветок Ҫеҫпӗл.